.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
11 ноября 2013 года 13:30
Пенсии: сегодня заморозили, завтра - конфисковали
4 |
РИА Новости, Григорий Василенко
Главный аргумент в пользу накопительной системы - создание внутренних источников финансирования госдолга - на самом деле, не является приоритетом для правительства - оно не хочет увеличивать госдолг. Экономисты "Альфа-банка" не исключают, что правительство РФ готовится к реализации "венгерского сценария" - национализации накопительного компонента пенсий
Москва. 11 ноября. FINMARKET.RU - Решение российского правительства поделиться нефтяными доходами бюджета с пенсионерами и агрессивно повышать пенсии в 2007-10 гг., привело к резкому росту дефицита ПФР, который в настоящее время превышает 3% ВВП.
Из-за внушительного дефицита Пенсионного фонда и неблагоприятного демографического тренда пенсионная реформа приобрела особую важность для правительства. В результате маневров властей могут быть национализированы пенсионные накопления граждан, а страна вновь вернется к распределительной системе, как это было в других странах. Такого сценария развития событий на пенсионном фронте не исключают аналитики "Альфа-банка".
Каким путем пойдем?
Трехуровневая пенсионная система, введенная в 2002 г. и сочетающая обязательное участие в распределительной системе (1 уровень), обязательное формирование накопительной части пенсии (2 уровень) и добровольные пенсионные сбережения (3 уровень) сейчас подвергается пересмотру.
Первые признаки предстоящих изменений в пенсионной системе появились уже в прошлом году, когда было предложено сократить ставку отчислений в накопительную часть пенсий с 6% до 2-4% с целью повышения ставки в распределительную часть с 16% до 18-20%.
Однако этого оказалось недостаточно, и в середине 2013 г. правительство решило, что участие в накопительной системе, которое изначально было обязательным, с 2014 г. станет добровольным.
Более того, у всех, включая сделавших выбор в пользу накопительной системы, новые отчисления будут заморожены на ближайшие два года (2014-2015 гг.) и направлены на финансирование дефицита распределительной системы (Пенсионного фонда России).
"Заморозка" накопительной части ставит под вопрос будущее накопительной пенсионной системы, действующей в России с 2002 г. указывают аналитики Альфа-банка. По их мнению, это может привести к национализации накопленных сбережений (как это было в Венгрии).
Более того, опыт Венгрии показывает, что в качестве следующего шага население может быть поставлено перед жестким выбором между распределительной и накопительной системой, что, видимо, заставит население сделать выбор в пользу распределительной системы.
Решение заморозить накопительную часть пенсий в 2014-2015 гг. даст ПФР России примерно 0,7% ВВП дополнительных ресурсов в год, а этого недостаточно для покрытия его дефицита, который составляет 3,0-3,5% ВВП.
Наконец, одна из главных целей создания накопительной пенсионной системы в 2002 году – создание внутренних источников длинных денег для развития финансового рынка – видимо не входит в список приоритетов правительства, так как бюджетная политика явно демонстрирует нежелание увеличивать госдолг.
Мир увяз в пенсионных реформах
В своем желании модифицировать пенсионную систему Россия не одинока. После глобального кризиса пенсионная реформа оказалась на повестке дня во многих странах. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы и СНГ провели пенсионные реформы, аналогичные российской в районе 2000 г., и перешли от единой системы распределительных пенсий к трехуровневой модели.
Изначально предполагалось, что позитивный эффект от реформы станет заметным через 25-30 лет, т.е. когда пенсионеры начнут использовать ранее накопленные сбережения, и давление на распределительную систему снизится. Краткосрочно же эта реформа увеличила нагрузку на бюджет, поскольку часть текущих доходов распределительной системы была перенаправлена на формирование индивидуальных пенсионных накоплений.
В период экономического подъема эти издержки были приемлемыми, однако после 2008-2009 гг. нагрузка на бюджет стала непосильной, и правительства этих стран вынуждены были пересмотреть подход к пенсионным накоплениям.
Накопительная часть пенсий под давлением во всем мире. Многие страны-аналоги России, которые перешли к накопительным пенсионным системам 10-15 лет назад, после кризиса 2008-2009 гг. вынуждены были дать реформам обратный ход. После 2010 года большинство этих стран повысило пенсионный возраст, снизило ставку отчислений в накопительную часть пенсий и сделало участие в накопительной системе пенсий добровольным.
На более решительные шаги пошла Венгрия, где накопительная часть была полностью отменена, а ранее накопленные сбережения национализированы, и Казахстан, который сохранил накопительную часть, но передал управление накопительными пенсиями государственному агентству, отказавшись от услуг негосударственных пенсионных фондов.
Не все рецепты подходят для России
Хотя российский госдолг в размере 10% ВВП является одним из самых низких среди сопоставимых стран, федеральный бюджет сбалансирован при цене на нефть $110 за баррель, что заставляет искать пути снижения бюджетного дисбаланса.
Кроме того, в ближайшие 10-15 лет на пенсионную систему будут оказывать давление демографические тренды. Россия будет испытывать последствия снижения рождаемости в 1990-е годы: экономически активное население сократится, а количество пенсионеров в среднем будет расти на 1 млн. человек каждые три года.
При прочих равных условиях это будет провоцировать дальнейшее расширение дефицита ПФР.
Правительство не может повысить пенсионный возраст из-за низкой продолжительности жизни. В отличие от других стран в России возможности повысить пенсионный возраст очень ограничены. Хотя в России он составляет 60 лет для мужчин и 55 для женщин, что ниже 65-67 лет в странах-аналогах, это оправдано тем, что средняя продолжительность жизни в России составляет 69 лет, а не 75, как в этих странах.
Рождаемость в России заметно снизилась в 1990-е годы после распада СССР. В 1989 г. в стране проживало 44 млн граждан младше 20 лет; к 2012 г. эта цифра сократилась до 30 млн. Даже официальный прогноз правительства предполагает сокращение экономически активного населения в ближайшие годы, в том числе на 2 млн человекк 2017 г.
В то же время количество пенсионеров по-прежнему будет увеличиваться на 1 млн каждые три года.
Впереди усиление бюджетных и инфляционных рисков.
Последствия траснформации пенсионной системы
Вероятная трансформация пенсионной системы в пользу распределительной будет иметь два ключевых негативных последствия в долгосрочной перспективе:
Усиление бюджетных рисков из-за слабой демографии и продолжающихся индексаций,
Ухудшение инфляционных ожиданий, которые сдерживались созданиемнакопительной системы в прошлом.
Издержки этой пенсионной реформы будут значительными:
Она затронет примерно 45 млн служащих, за которых их работодатели отчисляют в обязательном порядке 6% фонда оплаты труда,
В настоящий момент на их персональные пенсионные накопления, созданные за счет перечислений работодателей, составляют 2,6 трлн руб., т. е. 5% ВВП,
В случае отсутствия пенсионной реформы дефицит ПФР, по прогнозам "Альфа-банка", расширится с 3,2% ВВП в 2013 г. до 3,5% в 2016 г.
В перспективе возврат к распределительной системе повлечет за собой возникновение двух ключевых рисков.
Во-первых, заметно возрастут социальные обязательства государства перед населением. Рекордно низкая безработица окажут повышательное давление на зарплаты и, следовательно, пенсии в ближайшие годы и могут дорого обойтись бюджету. Позитивный эффект на бюджет за счет мобилизации дополнительных доходов будет заметен только в краткосрочной перспективе, в долгосрочной нагрузка на расходную часть значительно вырастет .
Во-вторых, национализация пенсионных сбережений подстегнет ухудшение инфляционных ожиданий. В отличие от стран-аналогов, сильно преуспевших в сдерживании инфляции в первые пять-десять лет после первоначальных пенсионных реформ, в России инфляционные индикаторы остаются высокими.
Наталья Орлова, "Альфа-банк"
"Обратный ход пенсионной реформы в России нарушит социальный договор, согласно которому население формирует частные сбережения, в том числе пенсионные, а государство сосредоточено на политике таргетирования инфляции.
Хотя ЦБ все еще говорит о предпочтении низкой инфляции, активное использование социальных расходов в качестве инструмента поддержки экономики ухудшает инфляционные ожидания.
Снижение значимости накопительной пенсионной системы или полный отказ от нее ее в пользу распределительных пенсий окажет повышательное давление на инфляцию в кратко- и долгосрочной перспективе".
Опубликовано Финмаркет
.
Материалы по теме
- 2014: год большого секвестра
- Пенсионная реформа аукнется Кремлю в 2018 году
- 24 миллиона россиян останутся без пенсии
- Чиновники не поделили дивиденды пенсионной реформы
- Никифоров: "Почта России" построит новую экономику
- Миллионы россиян спрятались от государства
- Пенсионная реформа прикончит "серийных пенсионеров"
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Elen 12.11.2013
Правительство говорит о дефиците бюджета и тут же повышает зарплату своим чиновникам и депутатам более чем на100%,а всем остальным гражданам России на 277руб,прож. мин.,.Складывается впечатление что президент специально наг нетает обстановку в стране,т.к.необоснованное увеличение зарплат своему окружению и депутатам вызывает недоверие и отторжение большинства граждан.
трейдер 11.11.2013
что делать с пенсионными накоплениями?
Ком с горы 11.11.2013
Как кто? Государство считает эти деньги своими)
vol 11.11.2013
Хотелось бы знать, кто считает пенсии своими. Граждане, за которых работодатели уплатили пенсионные взносы, или частные пенсионные фонды,
в чьем распоряжении они находятся.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.