Нью-Йорк. 14 августа. FINMARKET.RU - Представьте, что на распродаже вы покупаете пальто со скидкой 40%. Вы очень довольны, что сэкономить. Потом вы заходите в другой магазин и видите, что это же самое пальто продается со скидкой 60%. От вашего счастья не осталось и следа, а пальто больше не кажется вам выгодной покупкой. Психологи называют такую особенность восприятия "эффектом контраста". Это систематическая ошибка мышления, доставшаяся людям в наследство от диких предков. Такие искажения были необходимы людям, чтобы быстрее принимать решения.
- На самом деле цена этого пальто даже с учетом 60-% скидки может быть завышена, и, купив его во втором магазине, вы все равно остались бы в проигрыше.
- А может быть и наоборот - даже со скидкой всего 40% вы совершили выгодную покупку.
- "Эффект контраста" проявляется не только когда мы идем на шоппинг, но и когда принимаем важные решения: ведем переговоры о новой работе или нанимаем новых сотрудников, идем в суд, ставим диагнозы.
Саураб Бхаргава и Рей Фишман из Колумбийского университета решили тщательней
изучить влияние сравнений с прошлым на принятие решений. И выбрали для этого необычный способ - они оценивали решения участников сеансов экспресс-свиданий.
Любовь с первого взгляда в условиях эксперимента
Ученые организовали серию экспериментов, похожих на шоу "Любовь с первого взгляда". В России одноименное телешоу было популярно в середине 90-х, а в США с 1998 года частные компании стали устраивать в таком формате сеансы знакомств.
- Сеанс выглядит следующим образом - одинаковое количество мужчин и женщин приглашается в кафе. Люди противоположного пола по очереди общаются друг с другом. На разговор с одним партнером нельзя тратить больше 10 минут.
- В конце мероприятия участники сообщают организаторам, кто им понравился, и, если симпатии взаимны, организаторы соединяют пару.
- Бхаргава и Фишман в период с 2002 по 2004 год провели 16 таких сеансов. На них они приглашали студентов и аспирантов Колумбийского университета. Встречи проходили в местном баре, закрытом для других посетителей. Для чистоты эксперимента на каждом сеансе играла одна и та же музыка и было одинаковое освещение.
- Каждое мини-свидание длилось четыре минуты.
- После этого у участников была минута, чтобы ответить на вопрос "Хотели бы вы иметь романтические отношения с этим человеком?" и оценить партнера по шкале от 1 до 10 по шести пунктам: амбиции, привлекательность, чувство юмора, интеллект, наличие общих интересов и искренность.
- В общей сложности в эксперименте приняли участие 474 человека, которые коллективно приняли 7684 решений.
- На каждом сеансе присутствовали два ассистента, которые оценивали объективную привлекательность каждого участника по шкале от 1 до 10.
Мужчины придирчивы и все время сравнивают
- Решение о начале романтических отношений связано с привлекательностью предыдущего кандидата.
- Если привлекательность предыдущего участника свидания была оценена на 1 балл выше, чем привлекательность текущего кандидата, то вероятность начала отношений снижалась на 1,9%.
- При этом негативный "эффект контраста" - предыдущий партнер был симпатичней нынешнего - в среднем на 18% сильнее, чем позитивный.
- Мужчины намного сильнее зависят от "эффекта контраста", чем женщины. Негативный эффект для представителей сильного пола на 31% сильнее, чем для представительниц слабого пола.
Ученые не могут достоверно объяснить, почему возникает такая ассиметрия. Одно из возможных объяснений - это организация эксперимента: именно мужчины перемещаются от столика к столику, в то время как женщины сидят на одном месте. Возможно, из-за этого у мужчин увеличивается чувство собственной значимости, и их оценки потенциальных партнерш становятся более критичными.
Причина может крыться и в особенностях эволюции.Традиционно мужчин и женщин привлекали разные качества в партнерах. Мужчины всегда намного больше внимания обращали на внешность женщины, в то время как женщины смотрели на физическую силу мужчины и его способность защитить потомство.
Еще одна интересная закономерность, которую удалось выявить ученым - "эффект контраста" меньше влияет на более опытных мужчин. Те, кто ходит на свидания каждую неделю, на 70% менее ему подвержены, чем те, кто ходит на свидания раз в месяц.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.