- Ученые попытались выяснить, сколько получают чиновники, управляющие российскими городами, и зависит ли это от качества их работы - дефицита бюджета и общего благосостояния населения.
- Были проанализированы данные Росстата по заработным платам в муниципальных образованиях у работников местного самоуправления и сотрудников крупных, средних предприятий и некоммерческих организаций за 2009-2011 гг. Из исследования были исключены Москва, Санкт-Петербург, а также Ингушения и Чечня из-за отсутствия сведений.
- Ученые рассчитали соотношение зарплат чиновников по отношению к бизнесу в процентах. Чтобы выяснить, от чего зависит разница в зарплатах, экономисты провели анализ данных по группам - по размеру города, по экономическому благополучию, состоянию бюджета, положению на карте.
- В среднем в течение трех лет отрыв зарплат чиновников от зарплат в управляемых ими городах составлял 29,9 %. При этом муниципальные чиновники вдвое скромнее федеральных, разница средней зарплаты обычного россиянина и федерального госслужащего составляет 62%.
- В 2010 г. чиновники получали в среднем на 40,6 % больше тех, кто занят на предприятии, а в 2011 г. эта разница составила уже 27,3%.
- Эксперты объясняют это тем, что зарплаты обеих групп росли, но выплаты чиновникам увеличивались медленнее, что и стало причиной небольшого сокращения разрыва.
- При "сити-менеджерах" зарплаты чиновников отрываются от среднегородских зарплат заметнее, причем разница между группами, отсутствовавшая в 2009 году, появилась в 2010 и 2011 годах. Подконтрольные вышестоящему начальству местные чиновники берут с него пример и смелее повышают себе зарплату, чем их коллеги, более самостоятельные по отношению к верхнему уровню, но более зависимые от местного населения.
- В бедных городах разрыв заметно выше, чем в богатых и средних, он достигает 160 %. Если бы была верна гипотеза, что высокооплачиваемые чиновники лучше работают, то должно было бы быть наоборот.
- Высокий разрыв в беднейших городах объясняется тем, что зарплата чиновников ориентируется на среднероссийские нормативы и обеспечивается перечислениями из вышестоящих бюджетов, а экономическая деятельность в этих депрессивных (как правило, монопрофильных) городах практически отсутствует, и усилия властей ей не помогают и помочь не могут.
- В городах, где экономическое благополучие выше среднероссийского, разрыв коррелирован в "правильном" направлении - в более успешных городах чиновники, возможно внесшие вклад в этот успех, получают больше.
- Независимо от наличия дефицита или профицита в местном бюджете, работники органов МСУ не склонны себя обделять: различия между показателем разрыва в городах с профицитным бюджетом и в городах с дефицитным бюджетом практически незаметны.
- При низком уровне собственных доходов города, показатель разрыва весьма высок -141 %; при высоком уровне собственных доходов власти позволяют себе несколько больше - 151 %; хуже всего в городах-середнячках - 137 %.
- В малых городах с населением до 30 тыс. человек разрыв между зарплатами наименьший. В крупных городах с населением от 200 до 500 тыс. - наибольший.
- Среди муниципальных чиновников есть и те, кто ценит свою работу выше остальных. В 2009 г. лидером был г. Ишим Тюменской области с превышением зарплат чиновников над зарплатами занятых на предприятиях в 2,5 раза, в 2010 г. и 2011 г. - Тверь с 2,8 раза и 2,6 раза соответственно.
- Зависимости от географического положения в целом по стране практически нет, но Кавказ отличается более высокой разницей в зарплатах.
- Среди федеральных округов Сибирский оказался самым скромным (разрыв в зарплатах за три года - 112 %), Дальневосточный, Южный и Северо-Кавказский округа - самые нескромные (от 138 до 156 %).
- Лидерство Северо-Кавказского округа обеспечивает Республика Дагестан (рекордсмен по разрыву - 197 %), при том, что остальные субъекты в данном округе находятся на среднем уровне.
- Экономисты утверждают, что вряд ли существует абсолютно верный уровень соотношения зарплаты местных чиновников и зарплаты простых граждан в других сферах деятельности. Но сейчас в большинстве случаев разрыв между доходами неоправданно завышен, считают в ВШЭ.
Большие зарплаты чиновников не помогают им лучше работать Об отсутствии связи между зарплатой и уровнем коррупции пишут Якоб де Хаан, Эрик Дитценбахер и Ван Ха Ле из голландского Университета Гронингена. Считается, что повышение заработной платы государственных служащих снижает уровень коррупции. Более высокие зарплаты правительства повышают цену, которую нужно заплатить за потерю работы из-за нарушения законов. Кроме того, более высокая заработная плата якобы позволяет властям привлечь лучших сотрудников и предотвратить переход квалифицированных работников в частный сектор. Экономисты исследовали новую мировую базу микро-данных по заработной плате, которая охватывает большое число развивающихся стран, по которым данные на макроуровне часто недоступны. Эксперты также вычислили отношение фонда заработной платы государственных служащих к средней заработной плате в секторе обрабатывающей промышленности, а также оценили связь между коррупцией и этим показателем.
- Использование государственной зарплаты в борьбе с коррупцией является довольно дорогостоящим средством.
- В странах с низкими доходами коррупция часто распространена на бытовом уровне - дорожные службы, госуслуги загса. Это маленькие суммы и факт дачи взятки легко обнаружить. Но если повысить зарплату чиновникам, это снизит уровень коррупции.
- В странах с высоким доходом мелкая коррупция встречается реже, потому что заработная плата выше прожиточного минимума. Это крупные тайные сделки, большие выплаты, которые трудно обнаружить. Повышение зарплаты чиновникам в этом случае менее эффективно для борьбы с коррупцией.
- Это означает, что роль повышения заработной платы для госслужащих уменьшается, когда страны становятся богаче. Зарплаты оказывают значительное влияние на коррупцию, когда доход составляет $ 8842 на человека в год или меньше. Если уровень доходов выше, никакого существенного влияния быть не может.