- Япония - страна самоубийств, страна, не прощающая неудачи. Как только люди после дефолта потеряют работу, они начнут массово сводить счеты с жизнью. Но восстановление экономики в итоге может спасти больше жизней. С другой стороны, безработица после дефолта может рассматриваться как стихийное бедствие, а не личная неудача, и уровень самоубийств может даже упасть.
- Очевиден рост неравенства. Япония уже пережила рост неравенства в течение последних двух десятилетий, теперь японцы менее равны, чем в Европе, но все еще более равны, чем в США. Семейные компании составляют костяк среднего класса, и после дефолта могут скатиться в более бедную группу.
- Политические риски очень высоки: дефолты часто сопровождаются резким снижением ВВП, ростом безработицы, которые длятся в течение двух или трех лет. Это может дестабилизировать и так слабые политические институты Японии, что связано с насилием, социальными потрясениями, репрессиям. Если в попытке переворота власть захватят "авторитарные националисты" (тот же Синдзо Абэ) и его команда, то это может быть не так уж и плохо - они ответственны и стремятся к сильной, стабильной стране.
Япония уже мертва? Свои доводы "за" дефолт приводит и профессор канадского Carleton University Ник Роув в своей статье "Действительно ли Япония уже умерла?"
- Если восстановление экономики вызывает рост ставок по госдолгу, которые больше, чем темпы роста ВВП, обслуживание долга становится трудным. Но если ВВП увеличивается больше, чем ставки по госдолгу, то обслуживание дается легче.
- Более свободная валютная политика вызывает рост реального ВВП, что, в свою очередь, вызовет рост реальной процентной ставки, потому что более высокие ожидаемые будущие доходы снижают текущие и повышают экономию текущих инвестиций.
- Наихудший сценарий может быть таким: рост ВВП тянет за собой процентные ставки, становится невозможно обслуживать госдолг. Должна существовать некоторая максимальная планка в соотношении долг / ВВП, после которой Японии придется выбирать: либо дефолт, либо масштабнейшая непредвиденная гиперинфляция, чтобы снизить соотношение долг к ВВП.
- Предположим, что нынешний долг Японии к ВВП превышает максимальное значение. Может ли Япония восстановиться? Нет, считает Роув, потому что Япония уже умерла, но еще не знает об этом.
- Конечно, Банк Японии может отказаться от мягкой денежной политики (так называемой абэномики), ужесточить ее, снизить инфляцию, уменьшить номинальные процентные ставки. Но отношение долга к ВВП будет продолжать расти.
- Восстановление экономики все-таки наступит. Но если Япония уже прошла точку невозврата, то восстановление будет означать только дефолт, а медленное восстановление - еще больший дефолт.
Страна заходящего солнца От того, какое решение в итоге примет правительство Японии, зависит и судьба мировой экономики, пишут авторы блога Surly Trader. Большая часть действий на рынках последние несколько недель были продиктованы новостями, приходящими из Японии. Когда иена укрепляется, рынки падают, и наоборот.
- Иена, Nikkei и 5-летние ставки в Японии показывают одинаковую динамику, констатируют авторы. Иена привязана к индексу Nikkei и ожидаемой инфляции.
- Если денежно-кредитная политика Абэ не сможет подогреть инфляцию, то основа банковской системы страны разрушится. И не только японской, но и мировой.
- С середины мая формула спасения Абэ вызывает сомнения у экономистов по всему миру. Японцы ставят телегу впереди лошади: удорожание активов выше их потенциальной стоимости создает потенциал для очень опасного нарушения рыночного равновесия.
- Цена активов в такой ситуации может колебаться с большой неопределенностью, это приведет страну к снижению экономической активности.
- Ежедневное 5,5%-ное снижение индекса Nikkei стало нормой для японских вкладчиков, которые пытаются диверсифицировать свои сбережения в акциях. И вряд ли такие американские горки действительно помогают людям строить планы на будущее, разумно тратить сбережения и способствуют росту экономики.