Москва. 2 апреля. FINMARKET.RU - Российские чиновники уверены, что проблемы России заключаются не только в плохом качестве властных институтов и судебной системы, но и в том, что сложившийся за границей имидж страны намного хуже реальности. Если изменить имидж, то иностранные инвестиции, наконец, потекут в Россию.
В начале этого года правительство всего за 500 000 долларов
наняло американский инвестиционный банк Goldman Sachs, который должен помочь улучшить имидж России.
Для координации усилий правительства, Кремля и всех остальных ответственных лиц, чиновники создали специальную постоянно действующую группу, в которую вошли сотрудники администрации президента, Минэкономразвития, Минфина и других ведомств, представители "Сбербанка", PR-агентства "Кетчум Маслов" и Goldman Sachs.
Группа, по информации "Финмаркет", заседала уже четыре раза. Всю ответственность за продвижение имиджа России за рубежом решено возложить на Минэкономразвития.
По словам чиновника, участвующего в работе группы, у России есть три основных инструмента повышения инвестиционной привлекательности. Все они связаны с продвижением позитивных сообщений о происходящем в стране.
- Во-первых, нужно понять, как лучше всего доносить "объективную информацию" о России до западного инвестиционного и экспертного сообщества.
- Во-вторых, нужно информировать инвесторов и экспертов о положительных действиях правительства для улучшения инвестиционного климата.
- В-третьих, нужно продвигать бренды российских государственных и частных компаний за рубежом.
Члены группы придумали специальный "алгоритм деятельности". Его суть такова - убедить всего несколько десятков авторитетных международных экспертов в том, что Россия вполне безопасное и перспективное место для инвестиций. Затем эти эксперты - западные журналисты, экономисты, политологи - убедят в этом весь мир.
- Группа составила список людей, чья позиция и отношение к России формируют общественное мнение на Западе. Основная задача чиновников и Goldman Sachs - изменить их отношение к России в положительную сторону. В этом случае количество негативной информации о стране должно сократиться.
- Все программы и мероприятия по пропаганде российского инвестиционного имиджа будут иметь конкретную целевую аудиторию, в основном, людей, попавших в список.
- В список, по словам источника, включили бывших послов США в России, известных экономистов, например, всегда настроенного по отношению к России скептично Нуриэля Рубини, глав инвестиционных компаний, в том числе Билла Гросса и Мухаммеда Эль-Эриана из PIMCO - крупнейшего ПИФа в мире.
- Всего в списке около 80 фамилий: примерно 50 журналистов, публицистов и колумнистов, около 30 глав инвестиционных фондов и членов их советов директоров.
- Среди известных журналистов есть, например, Кристиа Фриланд, редактор Thomson Reuters, Чарльз Кловер, возглавляющий московское бюро Financial Times, а также Эдвард Лукас, редактор The Economist.
- В список также вошли известные политики, например, бывший премьер-министр Италии Марио Монти, генеральный директор ВТО Паскаль Лами и другие.
- Видимо, по недоразумению, в список попал и основатель Hermitage Capital Уильям Браудер, против которого российские власти недавно возбудили уголовное дело за инвестиции в акции "Газпрома" в начале 2000-х в обход официальных ограничений.
- В списке также более 70 различных компаний со всего мира - от рейтинговых агентств до различных инвестиционных фондов.
Уважение и доверие всех попавших в список будут завоевывать российские высокопоставленные чиновники, прежде всего, "либералы" Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович, а также главы Минфина и Минэкономразвития Антон Силуанов и Андрей Белоусов и их заместители - именно они будут участвовать в международных встречах и конференциях. Также имидж России придется продвигать главе Сбербанка Герману Грефу и главе ВТБ Андрею Костину. Мнение этих людей важно для ключевой аудитории, уверены в Минэкономразвития.
Российских чиновников будут чаще направлять в зарубежные командировки для укрепления связей с целевой аудиторией, а людей, попавших в список, будут чаще приглашать в Россию. Согласно "алгоритму", во второй половине года делегация Минэкономразвития посетит Китай и США.
Иностранцы не поверят России на слово, нужны реформы
"Финмаркет" связался с людьми, попавшими в список. Некоторые фигуранты отказались говорить о своем отношении к России в этом контексте. Судя по настрою остальных, задача Минэкономразвития и Goldman Sachs будет сложнее, чем кажется на первый взгляд. Многие настроены к властям страны крайне негативно и не планируют полюбить Россию в ближайшее время.
Предложенную программу высоко оценил лишь российский участник списка - ректор РЭШ Сергей Гуриев. Иностранные эксперты считают, что программа - это подмена понятий. России нужны реформы, а не пропаганда.
Сергей Гуриев, ректор РЭШ: нужно постоянно объяснять инвесторам смысл происходящего в России
В России сейчас очень много проблем, но ее репутация за рубежом еще хуже. Поэтому нужна системная работа по разъяснению за рубежом того, что у нас происходит. Это не пропаганда, а просто объективные объяснения, обычная работа. Это делается и вне проекта с Goldman Sachs, но это можно делать и лучше. Судя по тому, что инвесторы не понимают, что происходит в России, объяснять им смысл происходящего в России нужно постоянно.
Когда западные газеты пишут о России, они почти всегда берут отрицательные новости. Все это правда, но это не полная картина того, что здесь случается. У нас действительно очень плохой инвестиционный климат, по-прежнему высокая инфляция, нет защиты прав собственности, но ведь есть и хорошее.
Поскольку российская экономика выглядит довольно стабильной по сравнению с еврозоной, основная работа по привлечению инвесторов состоит в том, чтобы это подчеркивать.
Есть причины, по которым стоит вкладывать в Россию деньги. Здесь очень много интересных проектов, возможностей. Конечно, у инвесторов есть большой риск, связанный с инвестиционным климатом, но его нужно улучшать.
Goldman Sachs - инвестбанк, считающийся номером один во многих областях, поэтому я не могу сказать ничего плохого о его партнерстве с правительством России. У Goldman Sachs тоже есть проблемы с репутацией, так что этот проект не значит, что правительство будет привлекать инвесторов только за счет репутации своего партнера. Дело не в репутации, а в профессиональной работе в сфере PR, но GS, как и его конкуренты, тем и отличается, что его сотрудники профессионалы и готовы браться за трудные задачи.
Чарльз Кловер, глава московского бюро Financial Times
Этот проект по созданию позитивного имиджа России - хорошая идея, хотя он и сейчас не такой уж плохой. Это сигнал о том, что правительство серьезно относится к притоку инвестиций.
Это не отменяет проблем с инвестиционным климатом из-за того, что нет главенства закона. Поэтому правительству нужно сосредоточиться не только на имидже страны, но и на реальных изменениях. Например, не допускать случаев, как с Сергеем Магницким.
PR-технологии могут оказаться очень полезными в этой ситуации, но во вторую очередь. О России действительно думают хуже, чем обстоят дела. Когда западные газеты пишут, например, про Индию или Китай, они делают это в более-менее дружелюбном тоне. А в России мы обращаем внимание в первую очередь на негативные новости.
Я не думаю, что Россия сейчас кажется иностранцам более надежной и стабильной страной на фоне кризиса еврозоны. Три-четыре года назад экономика России тоже выглядела довольно стабильной по сравнению с Европой, но тогда приток инвестиций был тоже ниже. Дело не только в стабильности. К тому же, кризис в еврозоне рано или поздно негативно повлияет на экономику России.
Россия привлекательна для инвестиций тем, что здесь у них огромный потенциал. Здесь очень быстро, например, растет рынок Интернета, а в европейских странах, например, в Германии, он уже развит, и свободных ниш очень мало. Еще, например, Volkswagen относительно недавно открыла завод в Калуге, потому что в России люди все время пользуются автомобилями, в отличие от той же Германии.
Ричард Пайпс, профессор Гарварда, специалист по российской истории и политический аналитик: Я изменю свое мнение о ситуации в России, как только она встанет на путь правового государства.
Как вы относитесь к идее изменения инвестиционного имиджа России и средствам, выбранным для этого?
Мне кажется, это хорошая идея, но российскому правительству нужно сделать больше, чем просто изменить уже сложившийся образ страны. Нужно в корне изменить политику государства. Иностранцы боятся инвестировать в российские компании и имущество, они боятся, что власти могут отобрать у них то, что они приобрели.
Не зарубежные эксперты и инвесторы - причина плохой репутации России, а политическая ситуация внутри нее. России прежде всего необходимо стать правовым государством. Если инвесторы будут уверены в том, что их деньги не смогут конфисковать, их уже не нужно будет заманивать в Россию. А сейчас на Западе все знают про то, что случилось с Михаилом Ходорковским.
Я изменю свое мнение о ситуации в России, как только она встанет на путь правового государства.
Экономика России выглядит довольно стабильно по сравнению с Европой. Может ли у российского правительства на этом фоне появиться шанс привлечь западный капитал без проведения реформ?
У инвесторов выбор состоит не только из проблемных стран еврозоны и России, поэтому я не думаю, что на фоне Европы экономика России выглядит привлекательной и стабильной. Россия, как Греция и Кипр, остается в группе стран с шаткой внутренней ситуацией. Нужно начать институциональные реформы, тогда капитал потянется в вашу страну.
Вы - один из выдающихся специалистов по истории России. Вам приходят на ум аналогии с другими периодами ее истории?
В вашей стране у авторитарной власти очень долгая традиция, правительства всегда делали то, что они хотели.
Классический пример чиновника, нарушающего закон во имя интересов правительства,- это граф Бенкендорф. Он говорил, что законы писаны для подданных, а не для начальств.
Я не могу подобрать период истории, который был бы больше всего похож на современную Россию, но у нынешней ситуации много общего с XIX веком, на протяжении которого правительство оставалось авторитарным.
Стоит ли вкладывать в современную Россию деньги?
Я сам инвестирую в США, в Швейцарию, потому что я уверен, что там мои деньги будут в безопасности. А в Россию я не инвестирую, потому что такой уверенности у меня нет.
Я бы никому не советовал инвестировать во что-то в вашей стране. Когда чиновники изменят условия ведения бизнеса, сделают имущество действительно неприкосновенным, начнут соблюдать закон - тогда это будет разумно.
Партнер российского правительства в этом проекте - Goldman Sachs, крупнейший американский инвестиционный банк. Как Вы лично относитесь к такому партнерству?
Руководство Goldman Sachs, по-видимому, исходит из того, что он способен изменить сложившийся образ. В какой-то степени это так, но гораздо важнее скорректировать внутреннюю политику государства, изменить конституцию страны так, чтобы правительство было обязано соблюдать законы. Goldman Sachs не сможет изменить ситуацию с соблюдением политических и экономических прав человека, и тем более, изменить то, как ведет себя российское правительство.
Проблема не в образе России, а в том, что у вас происходит.
Эдвард Лукас, редактор The Economist: России нужно сменить режим
Не могли бы описать свое отношение к России сейчас? Какие инвестиционные возможности вы видите в стране?
Я очень скептически отношусь к режиму Путина. У России фантастический потенциал, но люди, которые несут ответственность, предпочитают обогащать себя, а не страну.
Нишевые инвестиционные возможности существуют, но деловая среда довольно сложная, в ней множество невидимых барьеров и подводных камней.
Каковы главные соперники России за привлечение прямых иностранных инвестиций? Выглядит ли Россия конкурентоспособной на фоне БРИКС и других развивающихся стран?
Главными конкурентами России за прямые иностранные инвестиции являются страны из Восточной Европы и Центральной Азии. Те из них, что вошли в ЕС, например, Польша, показывают очень хорошие результаты.
Россия мало привлекательна по сравнению, например, с Бразилией как с торговой, так и с инвестиционной точки зрения.
Какие шаги или заявления российского руководства могут заставить вас изменить отношение к России?
Никакие. Я не вижу существенных отличий между "либералами" или прочими. Были некоторые проблески надежды в эпоху Медведева, но они оказались лишь иллюзией.
Томас Пикеринг, бывший посол США в России, бывший заместитель госсекретаря по политическим связям, бывший старший вице-президент по международным делам компании "Боинг"
Господин Пикеринг, вы оказались в списке тех людей, мнение которых о России правительство хочет изменить в лучшую сторону. Долгое время вы были послом США в России. Как вы думаете, как можно развить инвестиционное сотрудничество двух стран?
Я не знал, что я вхожу в какой-либо список. Но я был послом здесь в Москве с 1993 до конца 1996 года. Сейчас я был здесь на встрече бывших послов с обеих сторон, российских послов в Вашингтоне и американских послов в Москве. Один из вопросов, которые мы обсуждали, - это улучшение торговых и инвестиционных возможностей в обоих направлениях. Ясно, что обе страны должны сокращать барьеры, которые мешают торговле и инвестициям.
У меня нет каких-то особенных рекомендаций. Но такие вещи, как защита интеллектуальной собственности, облегчение бюрократических процедур в процессе создания компаний, упрощение формальных процедур для инвесторов - это ясный и прямой путь к тому, чтобы увеличить инвестиции. Поможет и упрощение налогового законодательства в сфере инвестиций. Причем эти решения должны быть приняты в двух странах - в США и России, чтобы помочь инвестициям компаний с обеих сторон.
Российское правительство полагает, что инвесторы, бизнесмены и экономисты слишком негативно воспринимают ситуацию в России. У вас, как бывшего посла и бизнесмена, иное мнение о нашей стране?
С начала 2001 по середину 2006 я работал на компанию Boeing. Она очень активно инвестировала в Россию: продавала готовые самолеты российским компания и производила очень крупные, на много миллиардов долларов, покупки титана в России. Она наняла 50 000 российских инженеров для разрабатки узлов самолетов.
Каждая компания могла бы выиграть от тех изменений, которые я назвал. Но многие уже имеют успешный опыт инвестирования.
Когда я был послом в России, появилась Американская торговая палата - сейчас это сильная организация со множеством участников. Многие из них продолжают сообщать посольству США, что их дела в России идут хорошо.
По сравнению с другими развивающимися странам, например, Китаем или Индией, насколько привлекательная Россия для инвесторов? И как улучшить ее привлекательность на этом фоне?
Во многих секторах Россия очень привлекательна. Она дает доступ к важному сырью. Российский внутренний рынок, конечно, не индийский или китайский, но назвать его маленьким никак нельзя. Это очень крупная страна с многомиллионным населением. Доходы российских покупателей растут. Это все очень важные факторы, которые нужно учитывать.
Нужно смотреть на отдельные виды бизнеса, а не говорить в общем. Я знаю, что здесь создают рабочие места в основном крупные компании, они куда успешнее ведут бизнес в России, чем мелкие и средние компании, которые, на самом деле, куда более конкурентоспособны. Проблемы с инвестициями в России, например, преступность и коррупция, имеют, куда более серьезное влияние на них.
Можно ли сказать, что ваше отношение к России, в целом, более позитивно, чем у большинства западных экспертов?
Я бы сказал, что я разумно позитивен. Мой личный опыт работы на компанию Boeing был, в целом, позитивен - начиная с 1990-х годов, когда мы начали инвестировать в страну. Но есть люди, первый же опыт которых был разочаровывающим.
Человек, делающий бизнес в России, должен помнить, что если вы выбираете местного партнера, вы должны его знать очень хорошо. Вы должны создать систему взаимного доверия. Это важно, чтобы вы знали определенных людей в правительстве, чтобы они смогли обеспечить выполнение обещаний, которые вам важны. Вам нужно работать с разными уровнями власти - муниципальным, областными или федеральными, а это требует определенного терпения, тяжелой работы и того, что американцы называют "должной добросовестности" в подготовке инвестиций.
Если вы очень крупная компания со значительной долей рынка, и кто-то захочет захватить ваш бизнес в тайном сговоре с местными властями, он не сможет управлять им успешно, ведь у него не будет необходимых технологий, доступа на внешние рынки или знаний.
Нужен ли России чисто рекламный проект, направленный именно на изменение восприятия России?
Российскому правительству, чтобы изменить имидж страны за границей, нужно делать две вещи. Оно должно заниматься важнейшими проблемами, о которых я говорил и которые все видят, исправлять их. А затем уже нужно сообщать миру о том, что они исправлены.
Первая вещь, которую нужно сделать, - это создать инвестиционный центр в формате "одного окна", чтобы инвесторы могли приходить и сразу же работать со всеми государственными агентствами, которые должны одобрить инвестиции. Нужно найти способ упростить процедуры. Это очень важно.
Во-вторых, важно говорить с людьми, которые успешно инвестируют в Россию, спрашивать о том, почему они вложили деньги и как добились успеха. Их надо спрашивать о том, что они хотели бы улучшить в стране. Правительство при этом должно сообщать инвесторам, что оно делает, чтобы разрешить те проблемы, которые их волнуют.
В подготовке материала участвовала Валерия Кущук.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.