МВФ выписал рецепты российской экономике
ВВП России может расти на 6% в год при условии более решительных мер экономической политики со стороны правительства, заявил глава представительства МВФ в РФ Одд Пер Брекк журналистам.
Правительство считает своей задачей добиться роста экономики минимум на 5% в год (в 2012 году рост составил 3,5%).
"Российская экономика будет продолжать расти на уровне 3,7% при сохранении существующей экономической политики", - сказал он. Однако при более решительных мерах экономической политики "российская экономика может расти на уровне 6% в среднесрочной перспективе, в частности, за счет роста производственных инвестиций".
При этом, по мнению эксперта, Россия не должна наращивать внутренний спрос темпами выше, чем рост производственного потенциала экономики. "Необходимо, - замечает Пер Брекк, - не допустить роста спроса выше потенциала экономики".
"На основании своих последних исследований МВФ пришел к выводу, что российская модель роста последнего десятилетия, которая обеспечивала достойные среднегодовые показатели на уровне 5-5,5%, возможно, исчерпала себя", - сказал О.П.Брекк. По его словам, это, в частности, обусловлено тем, что в последние годы основными двигателями роста экономики были увеличение использования мощностей и некоторое повышение эффективности, но не инвестиции в новые производительные мощности. Кроме того, рост поддерживался растущими ценами на нефть. С учетом этих факторов можно сделать вывод, что Россия в настоящее время уперлась в проблему недостаточных мощностей.
По мнению МВФ, добиться устойчивого долгосрочного роста за счет стимулирования только внутреннего спроса методами бюджетной или денежно-кредитной политики невозможно. "Такие попытки могут привести к давлению на внутренние цены и платежный баланс, что в конечном итоге потребует отмены этих мер, причем такая отмена может носить деструктивный характер", - подчеркнул Пер Брекк. Экономическую политику России, полагает он, "стоило бы нацеливать на стимулирование производительных инвестиций в новые мощности, ориентировать ее на меры со стороны предложения".
Представитель МВФ отметил, что в целом прогноз фонда по росту экономики России существенно не изменился. В 2013 году ожидается, что экономика будет расти в соответствии с потенциалом, умеренными темпами, около 3,75%.
Пер Брекк отметил, что Россия в свое время больше других стран G20 пострадала от мирового кризиса - в 2009 году российский ВВП сократился почти на 8%. Однако в 2010-2011 годах российская экономика стабильно восстанавливалась за счет внутреннего потребления, добившись темпов роста на уровне 4,5% в год. Но уже в 2012 году восстановление замедлилось - годовые темпы роста снизились до 3,5%.
При этом он отметил, что неопределенность глобального экономического прогноза означает, что и у российской экономики перспективы неопределенные, причем в основном речь идет о рисках снижения роста. В случае же, если в экономической политике не будет происходить изменений, экономика страны будет оставаться уязвимой к внешним шокам. При неблагоприятном развитии событий - снижении цен на нефть до $80 за баррель, "будет краткосрочное снижение, и рост не восстановится даже при условии осуществления тех мер экономической политики, которые сейчас осуществляются", отметил представитель МВФ.
МВФ отмечает, что для того, чтобы обеспечить устойчивые темпы роста экономики, России необходимы:
- инвестиции в новые производительные мощности,
- более благоприятный инвестклимат.
Для этого, по мнению фонда, России необходимо решить три основные задачи.
- Первая - обеспечение макроэкономической стабильности. По этому направлению, считают в фонде, Россия выбрала правильный подход, сочетающий принятие нового бюджетного правила, основанного на долгосрочной цене на нефть, постепенный переход к формальному таргетированию инфляции с целью ее закрепления на низком стабильном уровне и более гибкий курсовой режим. МВФ полагает, что такой комплекс мер макроэкономической политики в перспективе обеспечит "якори", которые поддержат экономическую стабильность, которой России не хватает.
- Второе - совершенствование бюджетной политики, для чего есть все возможности. Так, бюджетное правило сможет защитить бюджет от краткосрочных колебаний цен на нефть, однако не обеспечит достаточной бюджетной коррекции в более долгосрочном периоде с учетом значительных обязательств бюджетного сектора, особенно пенсионных, а также с учетом прогнозируемого снижения доходов от нефтяного сектора. Очень важно обеспечить строгое и прозрачное соблюдение этого правила.
- Третье - России необходим более развитый и стабильный финансовый сектор. Предоставление Банку России достаточных полномочий для эффективного надзора за банковского холдингами и аффилированными структурами в контексте связанного кредитования, а также достаточных полномочий для принятия регулятивных решений в отношении отдельных банков на основе профессионального суждения приведет систему банковского надзора в России в соответствие с международными стандартами, полагает эксперт.
Также необходимо улучшение инвестиционного климата в России. Россия поднялась со 118-го на 112-е место в рейтинге условий ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business, однако, по мнению МВФ, это подчеркивает, сколько еще предстоит сделать.
Возобновление внимания правительства РФ к вопросу приватизации необходимо дополнить усилиями по укреплению прав собственности и прав миноритарных акционеров, сокращению избыточных бюрократических процедур, борьбе с коррупцией и в целом укреплению верховенства закона.
Игнатьев: абсолютно свободный курс несет риски
Переход на полностью свободное курсообразование несет определенные риски, у ЦБ должна сохраняться опция сглаживать излишнюю волатильность на валютном рынке, считает глава Банка России Сергей Игнатьев.
"Если исходить из чистой теории, ЦБ должен принять на себя обязательство, что он (после перехода на инфляционное таргетирование) не будет проводить валютные интервенции, и валютный курс будет абсолютно свободным", - сказал С.Игнатьев, выступая в среду в Совете Федерации. Однако, с учетом зависимости российской экономики от цены на нефть и высокой степени вовлеченности в мировую финансовую систему, "такой переход на абсолютно свободное плавание может привести к слишком высокой волатильности валютных курсов", отметил глава ЦБ.
"Может быть, какие-то механизмы сглаживания динамики валютных курсов придется сохранить. В той мере, в которой это не противоречит целям по инфляции", - сказал С.Игнатьев.
При этом Игнатьев вновь подтвердил готовность ЦБ снизить процентные ставки после того, как проявится тенденция к замедлению инфляции.
"Мы предполагаем, что в ближайшие месяцы инфляция пойдет вниз, и мы, возможно - я ничего не обещаю твердо, - начнем снижать процентные ставки", - сказал глава Банка России.
Сейчас базовая ставка составляет 8,25%. Последний раз ЦБ менял ее в минувшем сентябре, повысив на 0,25 процентного пункта (п.п.) вслед за скачком инфляции.
В последние недели денежно-кредитная политика ЦБ является предметом активного обсуждения. Главы крупнейших банков, ряд бизнесменов и некоторые представители правительства высказались за необходимость снижения ставок для поддержки экономики.
Вместе с тем совет директоров ЦБ РФ на двух предыдущих заседаниях, 15 января и 12 февраля, оставил без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям.
Годовая инфляция по итогам января 2013 года выросла до 7,1%, что существенно превышает целевой ориентир ЦБ РФ на 2013 год (5-6%).
Спрут раскинул щупальца
В прошлом году из России на зарубежные счета
незаконно было переведено $49 млрд (2,5% ВВП), рассказал "Ведомостям" председатель ЦБ Сергей Игнатьев. На торговые операции из этой суммы приходится лишь $14 млрд, остальное - $35,1, так называемые "сомнительные операции". Это может быть оплата поставок наркотиков, серый импорт, взятки и откаты, схемы по уклонению от уплаты налогов.
В результате подобных операций бюджетная система, по оценке Игнатьева, недополучила порядка 450 млрд руб., а с учетом внутренних незаконных операций (через фирмы-однодневки) - более 600 млрд. Эта сумма сопоставима с объемом всех федеральных расходов на образование или здравоохранении, отмечает газета.
Больше половины объема сомнительных операций проводится фирмами, прямо или косвенно связанными друг с другом платежными отношениями, показал анализ ЦБ. Как заметил Игнатьев, у него "создается впечатление, что все они контролируются одной хорошо организованной группой лиц". Что это может быть за группа, глава ЦБ не сказал, но высказал уверенность, что при серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов этих лиц, а также выгодоприобретателей сомнительных операций можно найти.
В МВД считают, что существование такой организованной группы невозможно без участия в ней на первых ролях банкиров, пишет газета. Высокопоставленный чиновник правительства заявил, что "по поводу одной группы слышит впервые".
Мегарегулятору - мегаполномочия
Участники обсуждений, посвященных созданию мегарегулятора финансового рынка в РФ, достигли консенсуса в понимании необходимости передачи Банку России максимального объема регулятивных полномочий, сообщил агентству "Интерфакс" глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий Панкин.
По его словам, последние дискуссии определили ключевой тренд формирования функционала будущего мегарегулятора.
"В настоящее время все участники обсуждения сходятся в необходимости максимально полной передачи Банку России, на базе которого формируется мегарегулятор, регулятивных полномочий", - сказал Панкин.
Он отметил, что этот вывод стал основным итогом обсуждения данной темы в правительстве во вторник.
Панкин добавил, что "в настоящее время есть ряд сопредельных по регулированию сфер, в которых решение значительной части вопросов зависит от других ведомств, в том числе от Минфина РФ или Минтруда".
Таким образом, естественно возникает большой список вопросов по сфере ответственности будущего мегарегулятора. Например, кто будет утверждать инвестиционные декларации для негосударственных пенсионных фондов или типовые условия договоров.
Панкин отметил, что "в настоящее время ведется дискуссия о возможностях такого инструмента, как спецдепозитарий на страховом рынке". Глава ФСФР сказал, что на первом этапе институт спецдепозитария может быть применен на рынке страхования жизни. На последующих этапах услуги спецдепозитария могут быть распространены и на другие виды страхования. "Следует понимать, что в настоящее время пока отсутствует даже целостная концепция на эту тему", - подчеркнул Панкин.
Надежда на шельф Арктики
Правительство РФ опубликовало на своем сайте "Стратегию развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года". В стратегии, в частности, предлагается сформировать резервный фонд нефтегазовых месторождений в арктической зоне РФ.
Фонд должен быть создан для гарантии энергетической безопасности страны и обеспечения устойчивого развития топливно-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе. Он будет направлен на замещение падающей добычи в районах традиционного освоения после 2020 года.
Одновременно стратегия предписывает сформировать проекты по комплексному изучению шельфа и прибрежных территорий и подготовке запасов нефти и газа к их освоению. Такие комплексы должны обеспечить существенный прирост балансовых запасов полезных ископаемых арктических морских месторождений.
Освоение шельфа Арктики будет сопровождаться реализацией крупных инфраструктурных проектов, предусматривающих интеграцию Арктической зоны с освоенными районами России. Нефтегазовые проекты в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, на шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, полуостровов Ямал и Гыдан должны быть инфраструктурно развиты.
Кроме того, правительство предлагает разработать крупные инвестиционные проекты по освоению месторождений хрома, марганца, олова, глинозема, урана, титана, цинка на островах Северного Ледовитого океана, Кольском полуострове, в горных массивах Полярного Урала, коренных золоторудных месторождений восточных районов Арктической зоны РФ. Такие проекты должны использовать современные технологии и сервисные услуги.
Минфин против новых льгот для Ямала
Министерство финансов продолжает настаивать на введении в формуле расчета НДПИ на газ понижающих коэффициентов для месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, а не нулевых ставок, как предлагает Минэнерго, сообщил Агентству газовой информации источник, знакомый с предложениями ведомства для правительственной комиссии по ТЭК, состоявшейся в середине февраля.
"Установление "налоговых каникул" по НДПИ для всех месторождений газа и только на определенный срок без привязки к объемному показателю добычи и степени разработки месторождения может привести к ускоренной выработке месторождений, нецелесообразно и Минфином не поддерживается. Минфин направил в Минэнерго позицию, в которой предложил использовать формульный подход к установлению ставки НДПИ на газ с возможностью применения понижающих коэффициентов для новых и выработанных месторождений газа на отдельных территориях РФ, в том числе в Восточной Сибири и Дальнем Востоке", - цитирует источник материалы Минфина.
Коэффициенты могут быть выработаны после анализа экономических моделей разработки месторождений "Газпрома".
Что касается стимулирования освоения месторождений газа на территории полуострова Ямал, то высокая рентабельность остаточных капитальных вложений в рамках первой стадии реализации "Газпромом" проекта по разработке месторождений газа на этой территории указывает на отсутствие необходимости предоставления дополнительных стимулирующих мер при разработке месторождений на полуострове Ямал.
Сама формула НДПИ на газ должна учитывать: базовое фиксированное значение ставки НДПИ, равное ставки НДПИ при добыче газа для независимых производителей в 2013 году, взвешенную по объемам поставок на внешний и внутренний рынки величину превышения цены реализации газа на российском и международных рынках над средней ценой для промышленных потребителей на 1 июля 2013 года, учитывающую долю добычи газа в суммарном объеме добычи газа и конденсата, величину превышения средней цены на нефть Urals над ценой $100 за баррель с учетом добычи конденсата в суммарном объеме добычи газа, фиксированный коэффициент изъятия государством предыдущих двух величин.
Одновременно Минфин предложил привязать ставку НДПИ на газовый конденсат к ставке НДПИ при добыче газа пропорционально соотношению теплотворной способности 1 тыс. кубометров газа и 1 тонны газового конденсата.
Минэнерго в своей формуле предлагало использовать в качестве базисной ставки - 37% от стоимости добытого газа, понижающие коэффициенты для месторождений полуострова Гыдан, Ямал, Коми, Оренбургской области и Каспия, обнуление НДПИ для месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, введения дифференциации ставок в зависимости от характеристик залежей газа.
Министерства направили свои предложения на правительственную комиссию по ТЭК, но единого подхода на ней выработано не было.
Население освоило банковские услуги - наиболее популярны у россиян зарплатные карты
Россияне последние 5 лет
активно осваивают банковские услуги. Если в 2008 году только каждый второй россиянин пользовался услугами банков (52%), в 2011 году таких было 74%, а в 2012 г. - уже 77%. В 2012 года доля пользователей стабилизировалась на уровне 77%, выяснилось в ходе опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).
Наиболее популярными остаются зарплатные карты, платежи и потребительские кредиты. Стабилизация доли пользователей за прошедший год наблюдается в большинстве сегментов банковских услуг. Исключение составили срочные вклады и денежные переводы - по этим услугам наблюдается незначительное снижение доли пользователей. В части банковских депозитов это во многом обусловлено сезонностью. Что касается денежных переводов, отток клиентов из банков объясняется активным развитием на рынке небанковских провайдеров платежных услуг, отмечают в НАФИ.
Минфин нашел запасы у страховщиков
Минфин РФ предлагает провести оценку рисков ведения страхового бизнеса, заявила заместитель директора департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева, выступая на конференции Института Адама Смита.
В.Балакирева пояснила, что вопрос о рисках ведения бизнеса особенно остро встал при обсуждении дискуссионных вопросов, связанных с ОСАГО за последнее время. Анализ издержек ведущих 20 страховых компаний показывает, что доля расходов на организацию и ведение бизнеса составляет 40% и более. Совокупность осуществляемых ведущими страховщиками выплат и расходов на организацию бизнеса приводит к затратам в пределах от 80-100% и более.
"Простите, но при таких расходах даже налоги платить не из чего", - сказала В.Балакирева.
В этой связи ключевой для страховых компаний задачей на ближайшее время, по ее мнению, становится сокращение издержек и разработка более эффективных моделей ведения бизнеса.
США избегут повторной рецессии - побочные риски сократились
Побочные риски для экономики США уменьшились, и больше не стоит беспокоиться о возможности повторной рецессии в стране, считает главный экономист Goldman Sachs по США Ян Хатциус.
По его мнению, последние статданные по американскому рынку труда, розничным продажам, продажам автомобилей и производственной активности в США указывают на скорое увеличение темпов экономического подъема в стране.
Кроме того, они говорят о том, что американская экономика справилась с увеличением налогов на общую сумму $200 млрд с начала 2013 года, цитирует MarketWatch слова Я.Хатциуса.
Однако наиболее важным фактором является то, что республиканцы в Конгрессе США, кажется, отказались от идеи использовать вопрос о повышении потолка госдолга как рычаг для продвижения дополнительного сокращения бюджетных расходов, отмечает эксперт. В связи с этим, побочные риски, связанные с тем, что последствия бюджетной политики ухудшат динамику ВВП больше, чем на 1,5-2 процентных пункта, которые мы допускаем в 2013 году, или приведут к новой рецессии, кажутся намного более низкими.
Аналитик полагает, что возвращения побочных рисков в ближайшее время ждать не стоит. Дефицит бюджета США сократился с 10% ВВП в 2009 финансовом году до 7% ВВП в 2012 году и, вероятно, уменьшится до 3% ВВП в 2015 году благодаря снижению расходов, повышению налогов и циклическому улучшению экономики США.
"Долгосрочные перспективы бюджетной политики остаются намного более проблематичными с учетом запланированного увеличения расходов на программы в сфере здравоохранения. Однако и в этой сфере мы увидели позитивные моменты в последнее время, поскольку реальные расходы оказываются намного ниже официальных прогнозов", отмечает Я.Хатциус.
Между тем, по его словам, не все так хорошо в экономике США. Аналитик ожидает, что темпы подъема американской экономики останутся медленными в 2013 году, поскольку повышение налогов и сокращение госрасходов компенсирует улучшение ситуации в частном секторе.
В 2014 году, однако, стоит ожидать существенного ускорения экономического роста благодаря более нейтральной бюджетной политике, отметил эксперт.
Французский бизнес воспрял духом
Индекс доверия предпринимателей к экономике Франции в феврале 2013 года поднялся до 90 пунктов с 87 пунктов в январе, свидетельствуют данные национального статистического управления Insee.
Аналитики, опрошенные агентством
Bloomberg, ожидали роста показателя в этом месяце до 87 пунктов по сравнению с объявленным ранее январским уровнем.
Индекс настроений предпринимателей в сфере розничной торговли вырос в феврале до 88 пунктов с 87 пунктов, показатель доверия в секторе услуг опустился до 86 пунктов с 90 пунктов.
По оценкам Еврокомиссии, французская экономика прибавила 0,2% в прошлом году и вырастет на 0,4% в 2013 году. Международный валютный фонд ожидает роста ВВП Франции в 2012 году всего на 0,1%, в 2013 году - на 0,4%.
Болгарское правительство подало в отставку
Правительство Болгарии в среду ушло в отставку из-за массовых акций протеста в связи с повышением цен на электричество и отопление. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов объявил об отставке правительства во время выступления в парламенте, сообщило Болгарское национальное радио.
"Я подаю прошение об отставке правительства. Я не хочу участвовать в работе правительства в условиях, когда полиция избивает народ", - заявил Б.Борисов.
"ГЕРБ (нынешняя правящая партия "Граждане за европейское развитие Болгарии - ИФ) не будет принимать участия в работе технического кабинета. Государству необходим новый кредит доверия", - добавил премьер, отметив, что официальное прошение об отставке его кабинет представит во вторую половину дня.
Столкновения участников акций протеста с полицией произошли в Софии в ночь на среду. Пострадали 14 человек, 25 человек арестованы.
Японский экспорт вырос в январе впервые за 8 месяцев
Экспорт из Японии увеличился в январе впервые за 8 месяцев, сообщает MarketWatch со ссылкой на данные Минфина страны.
Рост экспорта составил 6,4% по сравнению с январем 2012 года, тогда как аналитики Уолл-стрит в среднем ожидали повышения лишь на 2,6%.
Экспорт в Китай увеличился в прошлом месяце на 3%, вернувшись к росту после недавнего спада в условиях территориального спора между двумя странами.
Импорт в Японию вырос на 7,3%.
Дефицит торгового баланса страны в январе достиг рекордных 1,629 трлн иен ($17,4 млрд), отрицательное сальдо баланса внешней торговли сохраняется уже 7 месяцев подряд. Прогноз экспертов для этого показателя составлял 1,303 трлн.
Остров Мэн сдаст "уклонистов"
Правительство Великобритании во вторник заключило соглашение об обмене информацией о налогоплательщиках с властями острова Мэн, и теперь у британских подданных будет три года на то, чтобы сообщить о своих средствах в этой юрисдикции, пишет газета
пишет Financial Times.
В противном случае британцы, уклоняющиеся от уплаты налогов посредством юрисдикции острова Мэн, будут вынуждены заплатить штраф, максимальный размер которого составляет 200% от суммы неуплаченных налогов.
Раскрытие информации о средствах британских подданных начнется 6 апреля и будет действовать до 2016 года. При этом британские власти получат информацию о средствах своих налогоплательщиков, начиная с апреля 1999 года. Соглашение предполагает иммунитет от судебного разбирательства, но в большинстве случаев нарушители будут штрафоваться на 10% от суммы неуплаченного налога за период до 2009 года и 20% - в более поздние годы. К тем, кто не пойдет навстречу, будут приняться более строгие санкции.
Предполагается, что соглашение позволит увеличить налоговые поступления в британский бюджет на миллиарды фунтов стерлингов. По оценкам британских властей, аналогичное соглашение с Лихтенштейном принесет казне 3 млрд фунтов ($4,65 млрд) к 2016 году и 5 млрд фунтов в следующие пять лет. Помимо этого, ранее Великобритания заключила такое же соглашение со Швейцарией.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.