Модели роста развивающихся стран сломались Причины разворачивающейся на наших глазах трагедии находятся не на Западе. Неопределенность парализует инвесторов. Развивающиеся страны замедляются. Мировую экономику из "сумеречной зоны" могут и должны вывести именно они. Но их дела идут не блестяще: выпуск падает, кажется, что в их экономическом двигателе что-то сломалось. По мнению аналитиков Morgan Stanley, их правительства неправильно распоряжались ресурсами во время бурного роста, что и привело их экономические модели к краху в самый ответственный момент.
- Компании и правительства этих стран (в том числе России) мало внимания уделяли развитию внутренних рынков и вкладывали слишком много в отрасли, связанные с экспортом.
- Теперь, когда экономика не растет, они не могут принять мысль о том, что рецессия - естественная часть экономического цикла. Поэтому вместо того, чтобы исправить эти дисбалансы, они продолжают стимулировать рост.
- Экспорт развивающихся стран падает из-за снижения спроса в развитых государствах.
- Эффективность развивающихся рынков снижается - промышленники в развитых странах теперь могут спокойно конкурировать с экспортом из развивающихся стран.
- Приток иностранных инвестиций вот-вот иссякнет.
Дополнительная проблема для развивающихся стран - ухудшение демографии. Им придется менять технологии, чтобы более эффективно использовать трудовые ресурсы, улучшать систему образования и повышать производительность труда. Все это требует значительных и очень продуманных инвестиций. Каждой стране БРИК - свою реформу Универсальных рецептов исправления ситуации не существует. Каждая страна должна идти своей дорого. "Финмаркет" рассмотрел рекомендации Morgan Stanley для стран БРИК. Китай: от роста, основанного на экспорте/инвестициях к внутреннему потреблению
- Все драйверы роста китайской экономики сходят на нет. Это означает, что Китай в ближайшие годы ждут нелегкие времени. А до 2020 года потенциал роста экономики страны снизится до 6,5%.
- Во многом инвестиции финансировались за счет неявных "субсидий" - они составляли примерно 60% дохода на дополнительную единицу капитала. Эти "субсидии" могли составить примерно 10% ВВП. Это было связано с заниженной стоимостью труда, ресурсов и денег. Заплатили за это китайские домохозяйства, их накопления 20 лет остаются в зоне отрицательной доходности.
- Переход к стимулированию внутреннего потребления может помочь китайской экономике, ведь внешний спрос на продукцию вряд ли будет расти.
- Но дешевых денег внутри страны больше не будет. Это означает, что бизнес будет более осторожно относиться к капиталу и направлять его туда, где не хватает инвестиций.
- При этом в стране сокращается рабочая сила - нужно вкладывать в развитие технологий, которые помогли бы повысить производительность труда.
- Перевод китайской экономики на рельсы внутреннего спроса - серьезное испытание и для страны, и для всего мира. От того, как власти справятся с этими проблемами, зависит будущее мировой экономики.
- Россия больна "голландской болезнью". Ее признаки: бурный рост сырьевого сектора и стагнация всех остальных секторов, рост потребления и инфляции, снижение безработицы и рост зарплат. Болезнь также сопровождается снижением выпуска.
- При этом у страны есть все для успешного развития - высокий доход на душу населения и довольно хороший уровень образования. Но "голландская болезнь" приводит к тому, что страна движется назад, а не вперед.
- Правительство слишком многое ставит на доходы от нефти. Если нефть вдруг упадет, например, из-за сланцевой революции, правительство с этим справиться не сможет. То же самое касается и корпоративного сектора.
- Ухудшила "голландскую болезнь" и масштабная национализация частных компаний, начавшаяся в 2003 году.
- Госкомпании в целом менее конкурентоспособны и менее склонны к инновациям, чем частный бизнес. Национализация усиливает "голландскую болезнь", в результате потенциала роста экономики снижается.
- Кроме того, у правительства просто нет стимулов для проведения реформ. А бизнес, в котором доминирующую роль играют госкомпании, их не требует.
- В MS позитивно восприняли недавний выпад Владимира Путина против бюджета, предложенного Минфином. Это сигнал, что России нужен более реформистский бюджет.
- Однако впереди еще большой путь: нужно вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, но самая важная задача - приватизация госкомпаний. Правительство, конечно, ставит перед собой эту цель, но не ясно, будет ли она достигнута. Обещания на эту тему звучат с 2009 года.
- Бразилия - это еще один классический случай "голландской болезни". Пока ВВП растет, промышленность страны стагнирует.
- Реальные ставки по кредитам в Бразилии очень высокие, а сбережения населения очень малы. Высока волатильность инфляции и бюджета.
- Проблемы Бразилии можно решить с помощью правильной промышленной политики - необходимо с помощью госинвестиций стимулировать развитие несырьевой промышленности.
- Сейчас в стране проводятся реформы в нужном направлении: сокращены тарифы на электричество, чтобы снизить издержки бизнеса, начаты крупные инвестиционные проекты.
- У Индии не так много проблем, как у ее партнеров по БРИК. Главная из ее проблем - это рост, основанный на внутреннем потреблении. Но оно полностью зависит от субсидий правительства.
- Правительство не рассматривает частные инвестиции как драйвер роста, а привлекательность страны для инвесторов снижают коррупционные скандалы. Они также мешают и крупным государственным инвестиционным программам.
- На экономику давит дефицит бюджета. Необходимость ограничивать расходы мешает вложениям в инфраструктуру. Хотя это необходимо, особенно в энергетическом секторе.
- Поможет экономике реформа рынка труда и структуры государственных субсидий.
- Правительство уже решило отменить субсидии на топливо - это поможет справиться с дефицитом бюджета. Необходимо провести реформу рынка розничной торговли, пересмотреть структуру госпредприятий и заставить их больше тратить.