- В первой половине 2013 года рост мировой экономики был слабым - всего 2,75%. При этом восстановление мировой экономики остается разнородным: некоторые страны растут довольно быстро, а некоторые стагнируют.
- При этом явно наметился структурный сдвиг в мировой экономике. Рост ВВП развитых стран начинает ускоряться, а экономический рост развивающихся стран замедляется.
- В 2014 году рост мировой экономики должен ускориться, но это произойдет, главным образом, за счет восстановления экономик развитых стран.
- Главная надежда - на США. Рынок труда и недвижимости восстанавливается, а это поддерживает рост спроса со стороны американских потребителей. Этому не помешало даже сокращение бюджетных расходов. В следующем году рост США должен ускориться - секвестр больше не будет тормозить экономику.
- Также в МВФ возлагают надежды на Японию, правительство которой проводит агрессивную стимулирующую бюджетную и монетарную политику. Она уже существенно ускорила рост экономики страны в этом году. Но в следующем году экономика вновь замедлится, так как часть программы стимулирования, а также увеличение расходов, связанных с восстановление страны после разрушительного цунами 2011 года, сойдут на нет. Кроме того, в 2014 году будет введен налог на потребление.
- Европа также начала восстанавливаться после продолжительной рецессии, но деловая активность на континенте будет и дальше довольно вялой. Во втором квартале экономика выросла на 0,3% квартал к кварталу. До этого ВВП еврозоны сокращался шесть кварталов подряд. Согласно предварительным индикаторам восстановление европейской экономики продолжится и в третьем квартале. Однако сокращение бюджетных расходов до сих пор тормозит экономику еврозоны, особенно это ощущается в странах периферии.
- При этом в МВФ снизили прогнозы по росту развивающихся стран: рост будет на 2,5 п.п. ниже темпов роста 2010 года. Замедление связано с крупнейшими развивающимися экономиками - странами БРИК. Экспортеры сырья, в том числе и Россия, пострадали от снижения цен.
Давление на развивающиеся рынки растет
- Главными пострадавшими от свертывания программы количественного смягчения ФРС стали развивающиеся страны. На них резко выросло давление со стороны финансовых рынков. Среди пострадавших оказались Индия, Бразилия, Индонезия, Турция и Южная Африка.
- В мае-июне наблюдался отток капитала практически из всех развивающихся стран. Однако в последние месяцы инвесторы сконцентрировали внимание на тех странах, в которых есть существенные экономические и финансовые проблемы.
- Итогом стал рост волатильности и ставок по облигациям, а также обвал фондовых и валютных рынков.
- Ожидается, что ФРС объявит о сокращении программы покупки активов, в рамках которой регулятор покупает казначейские облигации и ипотечные бумаги на $85 млрд ежемесячно, уже в сентябре. С 22 мая ставки по 10-летним казначейским бумагам США уже выросли на 80 б.п. - на 3%. При этом умеренно выросли ставки и в Европе. Более высокие ставки привлекают инвесторов в развитые страны.
- При этом инвесторов настораживают проблемы, которые возникают в экономиках развивающихся стран. По ним ударило ослабление внешнего и внутреннего спроса. От распродажи пострадали страны с высокой инфляцией или значительным дефицитом внешнего счета.
Миру нужны смелые политические решения Назвать ситуацию в мире стабильной сложно. Сокращение QE3 от ФРС США усугубляет проблемы развивающихся стран. Стабилизация финансовых рынков Европы может оказаться временной, если не будут выполнены некоторые политические обещания. Проблемы могут начаться и в Японии, если страна не будет проводить структурные реформы и не начнет сокращать бюджетные расходы. Мир слишком сильно полагается на нестандартную монетарную политику, которая выиграла время, но не вылечила болезнь. В МВФ советуют странам G20 срочно проводить реформы, чтобы ускорить рост и, наконец, завершить процесс стабилизации мировой финансовой системы.
- Развитым странам стоит быть осторожными с нестандартной монетарной политикой. Нужно следить за дисбалансами, которые она порождает, а также четко прорабатывать стратегию выхода, желательно в контакте с другими центробанками.
- США и Япония должны проработать планы по сокращению долгов. Здесь пригодятся автоматические стабилизаторы бюджетных расходов и достижение сбалансированного бюджета.
- Европе, наоборот, нужно проводить дополнительную стимулирующую монетарную политику, можно нестандартными методами, чтобы остановить фрагментацию региона. Также стоит заняться повышением стабильности банков и созданием банковского союза.
- Развивающимся странам необходима продуманная монетарная политика, чтобы предотвратить рост финансовых дисбалансов. Также стоит заняться структурными реформами.
- Страны, чьи валюты существенно дешевеют, а рынки падают, могут пойти на умеренные валютные интервенции, если у них достаточно резервов. Это поможет предотвратить падение. Главное, чтобы интервенции не были слишком массированными.
- Бразилия, Индия, Индонезия и другие страны страдают из-за высокой инфляции, связанной с ограничениями предложения. Этим странам нужно проводить очень взвешенную монетарную политику, возможно, им придется повышать, а не снижать ставки.
- В МВФ не рекомендует проводить широкомасштабную стимулирующую бюджетную политику даже тем странам, чьи бюджеты сбалансированы. Лучше пусть свою роль играют автоматические стабилизаторы. Странам с долгами нужно постепенно сокращать дефицит.
- Странам, где особенно быстро росло кредитование, с помощью более жесткого регулирования необходимо бороться с возникновением финансовых рисков.
- Китаю, Германии и другим экономикам с высоким профицитом текущего счета нужно стимулировать потребление со стороны населения и бизнеса. При этом Бразилии, Индии, Великобритании и странам европейской периферии нужно срочно повышать конкурентоспособность. Это поможет сгладить мировые дисбалансы.