- Евразия отделена от остального мира. Это касается всех трех основных географических параметров: плотности населения, расстояний и раздробленности.
- Меньше трети населения Евразии живет в городах. В Таджикистане и Кыргызстане уровень урбанизации ниже 20%.
- В России другая проблема: более тысячи моногородов, которые зависят от умирающих заводов. Некоторых из подобных городов расположены в отдаленных и труднодоступных местах с плохим климатом.
- Расстояния между различными точками России и Казахстана огромны.
- Страны, которые не имеют доступа к морю, например, Казахстан, Кыргызия, Узбекистан и Таджикистан расположены в более чем трех тысячах километров от него.
- Индекс разделенности, который учитывают различные аспекты социально-экономической географии, например, религию, язык, национальности, составляет чуть больше 1 против 14 у стран ОЭСР. В Евразии живут слишком разные с культурной точки зрения народы.
- Вывод Всемирного банка: если не развивать связи между странами, география и разнообразный состав населения континента затормозит его развитие.
- Сложностей добавляет и то, что Евразия в наибольшей степени пострадает от изменения климата.
- На юге Евразии средние температуры уже увеличились на 0,5 градусов Цельсия, а в Сибири - на 1,6 градуса.
- К середине XXI века температуры могут вырасти еще на 1,6-2,6 градуса. Это приводит к росту количества стихийных бедствий: засух, наводнений, лесных пожаров и других.
- Поднимается уровень Черного моря. Это грозит нескольких крупным городам России, Грузии и Украины, расположенным на берегу Черного моря.
- В наибольшей степени от изменения климата пострадают Россия и Армения, а также Таджикистан.
- Изменение климата сказывается на инфраструктуре. Например, энергетический сектор должен выдержать не только резкий рост спроса на электроэнергию, но и экстремально высокие температуры.
- В Казахстане из-за высоких температур отмечаются проблемы с дорогами: приходится ограничивать движение грузовиков из-за плавящегося асфальта. В Кыргызстане ежегодно 200 км дорог оказываются в непригодном состоянии из-за аномально высоких летних температур.
- Страны Евразии получили в наследство от СССР достаточно развитую инфраструктуру. Но большая часть этой инфраструктуры не может функционировать без регулярных субсидий правительства.
- Доходы от эксплуатации системы водоканалов в России, например, покрывает всего 61% расходов на нее содержание.
- В ЖКХ явно не хватает инвестиций, здания плохо содержатся, издержки растут, а инфраструктура портится.
- Последствием спада экономической активности начала 1990-х годов стало падение спроса на ряд услуг ЖКХ. Тогда стало понятно, насколько была избыточна инфраструктура, созданная при СССР.
- Теперь системной проблемой стала недостаточность инвестиций в инфраструктуру. Уже начались периодические отключения электроэнергии, следующий этап - серьезный энергетический кризис.
- Проблем добавляют различные стихийные бедствия, например, из-за наводнений в Грузии, России и Таджикистане пострадали дома, дорожное покрытие и железные дороги. Они привели к многочисленным человеческим жертвам.
- На первый взгляд, инфраструктура кажется доступной, но, на самом деле, это не так. Например, в Армении в 2000 году меньше 20% городских домохозяйств имели доступ к воде в течение 24 часов.
- Во всех странах Евразии, кроме Казахстана, инфраструктура деградировала в течении 15 лет - с 1991 по 2005 годы.
- Некоторые виды инфраструктуры в странах Евразии переживают настоящий бум. В первую очередь, это касается телекоммуникационной отрасли.
- Спрос на сервис и инфраструктуру растет по мере того, как богатеет население. В 2000-е годы это начало происходить в странах Евразии. Однако инфраструктура не выдерживает роста спроса.
- Население начитает покупать дачи и автомобили, быстро растает интенсивность дорожного движения. Дороги не справляются с нагрузкой: увеличивается количество пробок, дороги быстрее изнашиваются, загрязнение воздуха растет и возникают другие проблемы.
- Причем спрос растет на инфраструктуру второго поколения, которой явно не хватает в бывших советских странах. Например, обычный водопровод просто распределяет воду между странами, а улучшенный пытается это сделать максимально эффективно с помощью современных информационных технологий.
Инфраструктруктурный кризис мешает росту экономики
- В целом инфраструктура второго поколения, например, информационно-коммуникационные технологии, экологически чистый транспорт, проекты по зеленой энергетике дают толчок развитию экономики и торговли.
- В Евразии явно не хватает высокоскоростного интернет-соединения. Это мешает развиваться бизнесу и производить инновации.
- Еще одна проблема - это удаленные области, не связанные с экономически развитыми частями своих государств транспортной инфраструктурой. Их внутренний рынок небольшой, а его развитию и развитию местного бизнеса мешает отсутствие дорог. Товары, доставляемые на местный рынок, стоят значительно дороже из-за высоких транспортных издержек.
- По семибалльной шкале инфраструктура России развита на 4,67 балла, а Казахстана - на 4,46 балла. Это вполне сравнимо с Китаем. У остальных стран показатели значительно ниже.
- Доставить контейнер с грузом из Узбекистана стоит 429 человеко-дней, а в Китае - всего 20. Подготовка товаров к экспорту или импорту в Евразии занимает 45 дней против 20 дней в Китае.
- На Евразию приходится порядка 6% мирового ВВП и 8% спроса на энергию - это самый худший в мире показатель энергоэффективности. В регионе множество устаревших электростанций, часто угольных, их срок эксплуатации должен был давным давно закончиться. Фактически, в основе развития экономики Евразии лежит неэффективная модель, которая предполагает все большее и большее загрязнение окружающей среды.
- Иссякают месторождения нефти и газа. Нужны инвестиции как в новые месторождения, так и в повышение эффективности существующих. Половину текущей инфраструктуры нужно будет обновить или отремонтировать к 2030 году.
- Проблема и с управлением водными ресурсами: они расходуются нерационально, что грозит их нехваткой. Пример - исчезающее Аральское море.
Создание капитала поможет ускорить рост экономики
- Рост экономик стран региона в 2006-2008 годах во многом зависел от скорости создания физического капитала. Например, рост российской экономики этот фактор определил на 54,7%, казахской - на 47,7%.
- Правда, столь высокие значения показывают лишь страны со средними доходами, ситуация в странах с низкими доходами обратная.
- Во время распада Советского Союза объем валовых капитальных инвестиций в странах Евразии был выше, чем в странах Восточной Европы. Но к 2010 году он снизился до 21% ВВП. В целом, в последние 10 лет их доля выросла до 25%, если учитывать запасы готовой продукции.
- Частный сектор не особенно охотно участвует в подобных инвестициях. За последние 10 лет бизнес инвестировал $143 млрд в 132 инфраструктурных проекта. В среднем в год инвестировалось $14 млрд - этого явно недостаточно.
- Больше 60% ушло в телекоммуникации, 34% - в энергетику, транспорт и водоснабжение вместе получили меньше 10% инвестиций.
- На Россию пришлось 73% притока частных инвестиций в регион. Однако это всего 5% ВВП России, да и большая часть этих средств пришлась на приватизацию старых активов, а не на создание новых.
- Во времена СССР большую часть инвестиции делал государственный сектор, но после развала СССР государственные инвестиции резко сократились: в России в 1992 году они были на уровне 28% ВВП, а в 1995 году уже на уровне 3%. Очередной удар по инвестициям был нанесен после кризиса 2008 года, когда правительства вновь начали затягивать пояса.
- Фактически, основная нагрузка по инвестированию средств в основной капитал легла на частный сектор, но компенсировать потери частному сектору не удалось.
- Слабая активность частного бизнеса связана с низким качеством институтов. Индекс социальной инфраструктуры, который рассчитывается на основе оценки законодательства, качества бюрократии, уровня коррупции, показателей соблюдения государством контрактов и риска экспроприации имущества, составляет для региона 3,32 балла по 7-балльной шкале. Обычно, чем хуже качество институтов, тем меньше накопленный основной капитал.
- В развивающихся странах возникают и проблемы с качеством проектов, которые финансирует правительство. Плохой менеджмент приводит к тому, что проекты становятся слишком затратными. Из-за этого реальный объем капитала, созданного в евразийских странах, может быть в два раза меньше, чем принято считать.
- Слабая экономическая политика и плохие институты мешают странам Евразии превратить доходы от сырья в капитал