Санкт-Петербург. 16 августа. FINMARKET.RU - Бывший вице-премьер Владислав Сурков покинул правительство весной этого года, но идеи "суверенной демократии", от построения которой власти на словах отказались, живее всех живых, считает профессор Высшей школы экономики Михаил Антонов.
В своей статье
"Философия суверенитета, прав человека и демократии в России" он провел анализ судебной практики и применения международных норм права и выяснил, что в России давно построена и вовсю действует самая что ни на есть "суверенная демократия": международные обязательства страны принесены в жертву традициям и ложно понятому суверенитету.
Россия построила себе правовой ковчег
Несмотря на все сложности своего исторического развития - татарское иго, царское самодержавие и коммунизм - российский менталитет в состоянии понять социальную ценность права, а Россия, в целом, относится к правовой традиции западной цивилизации. Просто в России все еще распространены довольно архаичные взгляды на государство: суверенное государство для большинства россиян - это абсолютная и вечная сила.
В современной российской истории можно выделить две дискуссии о суверенитете:
- После развала СССР создавалась новая модель федерализма и Конституционный суд шаг за шагом уничтожал суверенитет регионов страны, которые имели на него право.
- Одновременно с этим Владимир Путин проводил централизацию власти, как только целостность страны была восстановлена в середине 2000 года, стартовал второй этап - отстаивание независимости России в области международного права и внутри международных организаций (ООН, ВТО).
- Тогда независимость от западного влияния стала новой национальной идеей. Официально она называлась "суверенной демократией", которая была предназначена для защиты национального суверенитета России от вызовов "западной либерально-демократической идеологии".
- Автором новой национальной идеи был Владислав Сурков, в 2006 году он занимал должность заместителя главы Администрации президента России. "Суверенная демократия" по его мнению "обращается к достоинству русского народа и русской нации в целом".
- Эта система подразумевала баланс суверенных прав государства с индивидуальными правами человека, "органическую связь" между народом и правительством, где человек был частью национального коллектива. Индивидуальные интересы не должны были стоять выше социальных, а в случае конфликта права человека могут быть ограничены в пользу национальных, коллективных прав.
- Демократические традиции, согласно этой идее, не должны ввозиться в Россию из-за рубежа, их надо искать в тысячелетней истории российского государства.
- "Суверенную демократию" обсуждали несколько месяцев, а потом признали "несовременной": президент Дмитрий Медведев сказал, что это "странный термин".
- Президент Путин ничего не говорил про "суверенную демократию" публично, но, возможно, концепцию Суркова поддерживает до сих пор.
Червь я дрожащий и прав не имею
Антонов изучил высказывания российских чиновников и судей и изменения в правоприменительной практике с момента появления концепции "суверенной демократии". Выяснилось, что мечта Суркова уже сбылась: сохранение уклада и традиций в России ставятся выше международных договоров и норм права.
Позиция России на мировом политическом поле очень четко отражена в словах главы Конституционного суда Валерия Зорькина, которые он произнес в 2010 году в ходе дискуссии в рамках XIII международного форума по конституционно правосудию.
- "Россия признает обязательность решений Европейского суда по правам человека, его приоритет в толковании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, но при условии сохранения суверенитета РФ. Мы дали полномочия для учреждения юрисдикции Европейского суда. Но если Россия захочет, она выйдет из этого договора".
- С тех пор он не раз в более мягкой форме напоминал, что права человека и демократия - это очень здорово, и Россия будет участвовать в международных конвенциях и договорах, но важнее ее суверенность.
- Не только Зорькин, но и весь судейский корпус считает, что законотворчество в России - это прерогатива суверенного народа, чья воля представлена парламенту и другим выборным. Если иностранные державы, включая организации международного сообщества, пытаются вводить какие-либо правовые нормы, они посягают на суверенные права народа.
- Именно этот аргумент власти использовали для обоснования "закона Магнитского" и запрета американцам усыновлять российских детей. Практику ЕСПЧ игнорировали также в деле о массовых митингах.
- Судьи считают, что "суверенная демократия" защищает Россию от "западного империализма".
- Конституцию (права человека признаются "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права"), судьи понимают так: только договоры, в которых государство признает свою суверенную волю, являются обязательными для судей, парламента и правительства, а стандарты защиты прав человека и принципов демократии могут быть забыты ради защиты суверенитета страны по статье 4.
- Этот вывод подтверждается статьей 55 Конституции, которая устанавливает, что права и свободы могут быть ограничены ради защиты основ конституционного строя, безопасности страны или правительства.
- Кроме того российские судья выбирая между соблюдением "международно признанных прав человека" и "естественными правами", сохранением традиционных ценностей и моделей выберут последнее. Это ярко выражено в осуждении геев и лесбиянок, которые привлекались к ответственности за высказывание своего мнения.
Настоящие и ложные источники права и суверенитета
Как выглядит традиционная демократическая система? Государство создает законы, но ставит себя выше их, а чтобы оно не наглело, вводится международное право и договоры для правовой защиты индивидуальных свобод от институтов власти.
Многие теоретики говорят, что монополия государства на насилие в мире закончилась и наступили времена международных стандартов - права человека, глобальная безопасность и торговля вышли на мировой уровень. В России эти идеи не находят понимания. Российские судьи понимают права человека и права государства совершенно по-другому:
- 1. Источник суверенитета находится в самой государственной власти, а не в обществе или в международном сообществе. Российский народ является единственным носителем суверенитета и делегирует свои права правительству, а оно имеет право принимать любые меры для защиты национального и народного суверенитета. Никакие международные суды или учреждения не могут вмешиваться в деятельность правительства или критиковать его.
- 2. "Правильный" способ мышления о суверенитете России позволяет государству и обществу выжить в международном сообществе, которое доброжелательно только внешне, но на самом деле представляет собой конгломерат завистливых государств и корпораций, которые ищут момент, чтобы завладеть национальными ресурсами, принадлежащими русскому народу, тем самым лишив его суверенитета.
- 3. Запад идет в направлении отказа от суверенитета в пользу более мягкого международного регулирования. Это приведет к верховенству транснациональных корпораций и олигархов. Россия не должна жить в этой парадигме, поскольку это не соответствует Конституции и законам России и разрушительно для общества. Эти аргументы Путина и других консервативных политиков актуальны с XIX века.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.