- Исследователи изучили факторы, которыми руководствовались при распределении средств между регионами в правительстве с 2000 по 2008 годы и выяснили: если региональная власть хорошо работает, обеспечивая высокий экономический рост, денег из центра ей не видать. Зато поддержка "Единой России" - верное средство получить лишний федеральный рубль.
- Для доказательства своей гипотезы исследователи собрали данные о трансфертах и поведением избирателей с 2001 по 2008 годы в 78 регионах страны (за исключением Чечни и Ингушетии, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономного округа).
- Трансферты учитывались в расчете на душу населения в тысячах рублей.
- Сведения предоставлены Федеральным Казначейством, Центром налоговой политики и базой данных МГУ "УИС Россия".
- Использовались также данные Минфина по индексу бюджетных расходов, стоимости жизни и налоговому потенциалу региона. Учитывалось экономическое развитие субъекта: ВРП на душу населения, доля пенсионеров и детей, уровень урбанизации и число бюджетников.
Быть успешным - невыгодно Анализ влияния распределения голосов на выборах и экономического роста на размер трансферта по сравнению с предыдущим годом показывает:
- Экономический рост отрицательно сказывается на общем изменении трансфертов: переводы богатым регионам растут медленнее, чем бедным.
- Чем ниже бюджетный дисбаланс и выше налоговый потенциал региона, тем меньше региону добавляют денег.
- Однопроцентное увеличение отрыва "Единой России" от ближайшего соперника - обычно, КПРФ - дает существенный рост транфертов, если темпы роста экономики в регионе ниже 4%.
- Для тех регионов, где темпы роста выше 4%, изменения незначительны.
- В регионы, где рост медленный, но партия власти получает много голосов, трансферты больше. По мере роста экономики эта тенденция сглаживается.
- По мере роста доли голосов за "Единой России" выше определенного порога, размер федеральных субсидий начинает сокращаться.
- Регионы, которые обеспечивают полную поддержку партии власти на выборах, могут рассчитывать на большие переводы, только когда ситуация в их экономике тревожная, им выгодно не давать ей слишком быстро расти.
- Худшие 30% регионов по темпам экономического роста получили солидные трансферты, потому что обеспечили значительную поддержку "Единой России".
- Если прогнозируется снижение поддержки партии, то уровень трансфертов снизится.
- Когда экономика развивается быстро, то деньги уходят в "колеблющиеся" регионы.
- Тому, кто верен партии, отвечают экономисты. Если не давать им денег на привычный образ жизни, они перейдут на сторону оппозиции. Так "верные" избиратели останутся таковыми, и в будущем их не придется снова покупать за гораздо большие деньги. Если же экономический рост высокий, то деньги нужно выделять "колеблющимся", верные провинции никуда не убегут.
- Система передачи денег из Москвы в субъекты работает по двум потокам: через Федеральный фонд поддержки регионов, который должен выравнивать регионы, и через субсидии, дотации и субвенции, которые по факту расходуются по прихоти федерального центра.
- Если в начале 90-х годов трансферты были нужны, чтобы "успокоить" сильные регионы, то с приходом к власти Владимира Путина и установлением фактической однопартийности рычаги давления на центр у регионов исчезли.
- После появления в 2001 году партии "Единая Россия", власти активно использовали трансферты в политических целях.
- Так и появилась эта зависимость: элиты понимают, что выживут лишь при обеспечении хороших результатов "Единой России". Технология распределения трансфертов основана на договоренностях, позволяющих Кремлю и региональным элитам объединиться на стороне правящей партии.
- Центру выгодно сотрудничать с элитами - она знает местных условия и умеет поддерживать стабильность. Элите тоже выгодно сотрудничать с центром: он обеспечивает безопасность их прав собственности и монополию на власть в регионе.
- Региональные элиты самостоятельны до тех пор, пока обеспечивают партии власти хорошие результаты на выборах и поддерживают приоритеты Кремля.