В США в 1980-е доля труда в ВВП колебалась в районе 68-70%, но с тех пор снизилась. В Японии и Германии до конца 1970-х этот показатель даже рос. Но и там восьмидесятые годы прошлого столетия стали переломным моментом.
Падение стоимости труда в развивающихся странах выглядит еще более тревожно. Например, труд китайских рабочих стал резко обесцениваться в 2004 году.
При этом списать все на лень и непродуктивность рабочих не получится. Производительность труда и в развитых, и в развивающихся странах в этот период, наоборот, росла, увеличивая размеры их экономик. Сейчас разрыв между ростом производительности и стоимостью труда рабочих огромен. Роковые 80-е Доля труда в национальном доходе падала не всегда. В развитых странах она колебалась, но в целом была довольно стабильной до начала 1980-х годов. Что же изменилось с наступлением эпохи диско и яркого макияжа? У экономистов нет однозначного ответа на этот вопрос. Но есть несколько теорий. Поскольку снижение расходов на оплату труда происходит и в Европе, и в Азии, винить в этом конкретную экономическую модель (американскую, немецкую или китайскую) нельзя. Раз тенденция наблюдается во всем мире, значит причина в глобальных изменениях. Виноваты и бурный рост новых технологий, которые изменили роль человеческого труда в производстве, и глобализация, приведшая к росту финансовых рынков, и снижающееся влияние профсоюзов. Корпорации - враги рабочих
Лукас Карабарбунис, Брет Нейман, университет Чикаго: Секрет тающих расходов на зарплату сотрудников кроется в росте сбережений корпораций. Если в 1975 году компании в развитых странах платили рабочим в среднем 65% своих доходов, то к 2007 году эта доля сократилась до 60%. Получилось, что большая часть растущей прибыли корпораций не шла на выплату дивидендов и повышение зарплат рабочим, а сохранялась на балансе самих компаний. В "большой восьмерке" сбережения корпоративного сектора за последние 30 лет выросли на 20%. В начале 80-х компании столкнулись с тем, что цены на инвестиционные товары резко сократились по сравнению с ценами на потребительские товары. В итоге корпорации стали экономить на оплате труда и тратить часть их жалования на инвестиции и развитие. В итоге, если 30 лет назад глобальные инвестиции в основном финансировались из сбережений домашних хозяйств, сейчас они финансируются благодаря сэкономленным корпорациям зарплатам. Крах СССР окончательно развязал руки корпорациям Кэтлин Гайер, левый экономист: Последствия Великой Депрессии привели к историческому сдвигу в балансе между трудом и капиталом. Социальные потрясения и массовая безработица превратили многих рабочих в радикалов, которые стали жестко требовать повышения зарплат у работодателя. Капиталисты, видя коммунистическую революцию, которая произошла на территории бывшей Российском империи, боялись и шли на уступки. Дополнительным стимулом для них была возможность показать, что капиталистическое общество может быть справедливым, богатым и обеспечивать социальную защищенность работникам не хуже коммунизма. Когда СССР рухнул, альтернативы капитализму не осталось. Капиталистам больше нечего бояться, и они стали обращать все меньше внимания на благополучие рабочих. Впрочем, если смотреть на изменения зарплат в реальных цифрах, то здесь для рабочих всего мира все не так уж и мрачно. Глобально реальная среднемесячная заработная плата за последние 10 лет выросла практически на четверть. В Азии она увеличилась почти в два раза, в то время как в развитых странах оплата труда выросла примерно на 5%. В Восточной Европе реальная зарплата выросла почти в три раза, но в основном это произошло из-за перехода к рыночной экономике.
В России, например, реальная оплата труда в 1990-е годы рухнула почти на 60%. На восстановление до исходного уровня понадобилось 10 лет. И только после 2000-ого года начался их реальный рост.