- Центробанкам в такой ситуации ничего не остается как снижать курс валюты, чтобы стимулировать экономику. Причем в последние месяцы действия в этом направлении стали повсеместными. И, на первый взгляд, вполне успешными.
- Но исторически подобные эксперименты не были столь успешны и обычно не приносили успеха. Одним из таких болезненных напоминаний является выход Великобритании из Европейского механизма регулирования валютных курсов. Тогда фунт не выдержал напора спекулянтов.
- Но в последние годы фактически произошла революция: функции и место центробанков в экономике драматически изменились. Теперь в обязательства регуляторов входят не только обеспечение стабильности цен, но и поддержание роста экономики и борьба с безработицей.
- К развязыванию валютных войн располагает низкая инфляция, которая сейчас наблюдается в мире. В последние месяцы инфляция в "большой десятке" и Азии оказывается ниже ожиданий экономистов. Именно это подтолкнуло страны к мерам нестандартной денежной политики - можно смягчать политику, не беспокоясь о стабильности цен.
- У центробанков, выпускающих собственную валюту, фактически есть бесконечные возможности для снижения ее стоимости. Единственное ограничение - это инфляция.
- Теперь центробанки пользуются этой свободой от инфляции: они снижают ставки, проводят программы количественного смягчения и выходят с прямыми денежными интервенциями на рынках. Это обычный арсенал валютных войн.
- Наглядный пример - Банк Швейцарии. Регулятор установил минимальное значение для евро - 1,2 франка. Казалось, что регулятор вряд ли справится с давлением спекулянтов, но, в итоге, он увеличил резервы до 180 млрд франков, но смог защитить пороговое значение. Это как раз яркий пример отношения "во что бы то ни стало".
- Затем последовало обещание Марио Драги сделать все возможное, чтобы спасти евро. Он также вступил в борьбу против рынка, правда, его целью было укрепление евро - за 7 месяцев после этого заявления курс европейской валюты к доллару вырос на 14%.
- ЕЦБ и Банк Швейцарии как раз открыли путь Японии: с ноября Банк Японии опустил курс иены на 15%.
- Эти успехи создали эффект снежного кома: банки по всему миру пытаются искуственно снизить курс валюты. На какое-то время политическая воля будет иметь большее значение, чем рыночные факторы. Это означает широкомасштабные валютные войны.
- Страдает из-за этого доллар США, ведь валюты стран дешевеют именно против него. Но доллар и так не дешевая валюта. Если он подорожает еще чуть-чуть, это ему не сильно помешает. Согласно оценке ОЭСР паритета покупательской способности стран, некоторые валюты переоценены к доллару на 40% и больше. Доллару надо подорожать как минимум на 20%, чтобы создать проблемы для американских законодателей. Рост в 10% мало изменит ситуацию.
Япония - главный агрессор валютного фронта В HSBC изучили валютную политику 36 стран. Если страна получила 10 баллов, то она является жестким валютным агрессором. Чем меньше баллов, тем меньше и желание страны манипулировать валютой. В нормальной ситуации средний аппетит к валютным войнам в мире составил бы 2 балла. Сейчас он 4,6 балла - это заметный рост по сравнению с 4,6 баллами три месяца назад.
Часто валюты стран-агрессоров и без усилий центрального банка недооценены. Но в валютных войнах все чаще участвуют страны из категории "переоцененная валюта/ низкая активность. Например, на более решительное монетарное стимулирование в последнее время пошли ЕЦБ, Банк Израиля, Банк Австралии и другие.
- Пока валютные войны не распространились по азиатскому региону. Хотя ослабление иены приведет к росту давления на власти некоторых стран, особенно в невыигрышном положение окажутся корейский вон и тайваньский доллар. Но пока эти страны, скорее, ослабляют агрессию.
- Зато активно борются со слишком высоким курсом валюты страны Латинской Америки. Эти попытки можно назвать более или менее справедливыми, ведь курс валют этих стран как правило завышен, кроме того они же пострадали из-за падения цен на сырье.
- Регион EMEA находится где-то посередине между Латинской Америкой и Азией. Вроде они готовы снижать курс валюты, но не так как активно как жители Латинской Америки. Главными бойцами на валютном рынке региона стали Турция и Чехия, а недавно к ним присоединился и Израиль.
- Монетарную политику можно рассматривать как цикл: то есть с момента объявления о программе до того, как она будет свернута. США в этом цикле находятся уже куда ближе к концу, чем другие страны "большой десятки".
- Рынки в целом ожидают, что США готовятся ужесточить свою монетарную политику. Хотя, например, в HSBC уверены, что QE3 не будет свернуто до 2014 года. Однако многие уверены, что ФРС ищет способы либо свернуть, либо сократить программу покупки активов. В этом случае доллар должен пойти вверх.
- Доллар - это единственная валюта, которая смогла бы компенсировать одновременно слабость иены, евро и сырьевых валют.
- И действительно, доллар сейчас укрепляется на фоне благоприятных данных по экономике США - именно они лежат в основе слухов о том, что QE3 будет вскоре свернута. Пока стабильность этих ожиданий зависит от силы данных по экономике США.
- Однако из-за валютных войн появится и новая причина укрепления доллара - снижение курсов валют других стран. Какое-то время американские политики могут этого не замечать из-за сильных данных по макроэкономике. Но затем ситуация начнет настораживать и их, однако нужно движение более чем на 20%, чтобы они начали действовать.
- Евро будет постепенно дешеветь к доллару с $1,28 во втором квартале этого года до $1,22 в четвертом квартале 2014 года. Это показывает значение доллара для валютных войн, а также явное преимущество экономики США перед экономикой Европы.
- Доллар будет укрепляться и против сырьевых валют. Это не означает, что цены на сырье в долларах не будут падать. Однако при этом цены на сырье в других валютах могут не изменяться.
- Доллар к концу года значительно укрепится к колумбийскому и чилийскому песо, а также к перуанскому солю, но в меньшей степени.
- Валютные интервенции снизят курс чешской кроны по отношению к доллару. Центробанк проводит их, чтобы смягчить условия на денежном рынке и снизить риски дефляции. Кроме того, Банк Турции также займется ослаблением номинального курса лиры.