Арсенал валютных войн раcширяется Традиционно в валютных войнах используется три вида оружия.
- Риторика. Например, после нескольких заявлений Марио Драги, сделанных на прошлой неделе, курс евро начал снижаться. По мнению некоторых аналитиков, "волшебник" Драги уговорил евро упасть.
- Снижение ставок. Часто валюта укрепляется из-за притока капитала, более низкие ставки делают ее менее привлекательной - курс падает. Этим активно занимается Турция, уже несколько раз снизившая ставку, чтобы ослабить лиру.
- Прямые интервенции. Чтобы снизить курс валюты, банки проводят валютные интервенции - продают собственную валюту на рынке и скупают иностранную. Такие интервенции уже много лет проводят азиатские центробанки, главным образом, Китай.
Развивающиеся страны используют в валютных войнах налоги. Это оружие опробовали в Бразилии: там был введен налог на финансовые сделки, в результате которого снизился курс реала. Другие страны увеличивают требования к резервам в случае, если иностранец покупает местные активы, или поощряют внутренних инвесторов вывозить деньги за границу. Япония и Швейцария - главные валютные агрессоры На основе того, как часто страны используются оружия ведения валютных войн, в HSBC составили рейтинг стран-агрессоров. Каждой стране присвоено свое количество баллов: 10 баллов получили стран с большим желанием повоевать, а 0 баллов - те, кто не участвует в валютных войнах. При этом некоторые страны с фиксированным курсом валюты получили небольшие баллы. Валютные интервенции связаны с особенностями их курсообразования и экономики. В эту группу попали рубль, гонконгский и сингапурские доллары. В целом градус напряжения на валютных рынках растет, уверены в HSBC.
- Список возглавила Япония. У нее 10 баллов, хотя еще год назад было всего 4. Это связано с новой политикой центробанка и правительства страны. Япония использовала все возможное оружие: риторику, более высокую долгосрочную цель по инфляции и обещания дальнейшего количественного смягчения.
- 10 баллов получила Швейцария, причем франк нельзя отнести к валютам с фиксированным курсом. Привязка его к евро обусловлена желание центробанка снизить курс.
- Среди развивающихся стран лидерство принадлежит Аргентине: центробанк страны регулярно проводит валютные интервенции.
- Среди валютных агрессоров в целом много стран Латинской Америки. При этом именно лидеры этих стран наиболее активно обвиняли развитые страны в валютных войнах. Увеличили интервенции в 2012 году Чили, Колумбия и Перу. Занялась интервенциями и снижением ставок Колумбия. Венесуэла только что девальвировала боливар.
- А вот азиаты за последний год сдали: теперь их интересует стабильность, да и приток спекулятивного капитала в регион снизился. Юань получил в этот раз всего 4 балла против 6 в 2011 году, что также связано с политикой по либерализации курса китайской валюты.
- Рубль получил еще меньше баллов - 3 против 5 год назад. Это также связано с политикой ЦБ: к 2015 году рубль должен стать гибкой валютой. Россия и Китай в отличие от других стран выбрали противоположное направление - они отказываются от валютных войн.
- В EMEA валюты стабильны и довольно дешевы, исключение лишь Турция, получившая 8 баллов.
- Евро получил всего 1 балл по шкале агрессии, а доллар - 6 баллов. В HSBC уверены, что политика США на валютном рынке агрессивнее политики Китая.
Для кого валютная война стала справедливой У каждой страны своя мотивация для начала военных действий: кто-то уверен, что борется со спекулянтами, а кто-то - с дестабилизирующей волатильностью курса национальной валюты. Еще одно обычное оправдание - агрессия является ответом на агрессию другой страны. Валюта некоторых стран действительно сильно переоценена - они как раз в большей степени имеют право на интервенции. Для этой группы стран валютные войны могут оказаться справедливыми. В HSBC курс валюты оценили по трем основным показателям. Каждую валюту оценили по этим критериями, а затем вычислили ее средний рейтинг: 1. текущий реальный эффективный обменный курс по сравнению с его средним значением за пять лет; 2. оценка ОЭСР паритета покупательской способности; 3. индекс Биг Мака . Самой переоцененной валютой в мире оказался австралийский доллар, а самой недооцененной - южноафриканский ранд.
На основе этого в HSBC решили определить, чьи валютные манипуляции можно назвать справедливыми.
- Не желающие участвовать в валютных войнах (низкий курс и низкая склонность к агрессии). К этой группе стран относятся Южная Африка, Венгрия, Польша и другие страны EMEA. У этих стран дешевые валюты, но при этом интервенций они не проводят - им просто нет смысла участвовать в войнах.
- Жертвы войны (высокий курс и низкая склонность к агрессии). В основном к этой группе относятся сырьевые страны. Они, конечно, замечают, что их валюта переоценена. Но пока действий не предпринимают, максимум - это небольшое снижение ставок и несколько политических заявлений. Именно на них в значительной степени отразится слабость других валют.
- Справедливые войны (переоцененная валюта и активная агрессия). Правительства этих стран настаивает, что борются с завышенным курсом валюты. Сюда попали Швейцария и страны Латинской Америки.
- Агрессоры (недооцененная валюта и активная агрессия). Эта сама спорная группа стран: их валюты и так дешевы, но они все равно пытаются снизить их курсы. Сюда относятся иена и тайваньский доллар, лира и доллар США.
Из стран "большой двадцатки" осталось лишь четыре, валюты которых были бы более недооценены, чем японская иена. Другим азиатским странам понадобится больше сил, чтобы увеличить свою конкурентоспособность в той же степени, что и Япония. Например, ослабление йены уже привело к росту фондового рынка страны. Валютные войны скоро закончатся Последние данные показывают, что экономика Китая ускоряется, а это значит, что жесткой посадки удастся избежать. В США также есть признаки ускорения роста, а последние данные индекса PMI по Европе показывают, что и в еврозоне ситуация становится лучше. Если выздоровление экономики продолжится, то у политиков не будет причин участвовать в валютных войнах. Пирог начинает расти и делить его так агрессивно уже не будет смысла.
Однако рынки могут просто недооценивать риски - жесткая посадка Китая, бюджетный обрыв в США и распад еврозоны. Пока ситуация не прояснится, страны, которые не страдают от высокой инфляции или роста цен на активы, будут развязывать валютные войны. Любая интервенция имеет свою цену. Бразилия, активно снижавшая реал, уже признала, что это привело к росту инфляции. Швейцария в результате валютных интервенций нарастила большие резервы. Если ликвидность попадет в швейцарскую экономику, то на рынках начнут надуваться пузыри. Норвегии пришлось остановить цикл снижения ставок, ведь он приводил к перегреву рынка недвижимости. Так валютные войны оказались совсем не безболезненным занятием.