- Чем сильней изолирована столица от остальной территории страны, тем меньший уровень распределения политических сил в обществе и меньший уровень политической конкуренции в стране.
- Изолированность приводит к большому уровню доходов на душу населения в столице по сравнению с остальной страной.
- Автократии, не решившиеся на изоляцию столицы, выбирают иной способ защитить себя: они наращивают военные расходы.
- Для определения качества правительства экономисты использовали показатель Всемирного банка Worldwide Governance Indicators. На основе опросов домохозяйств, оценок НКО и других данных специалисты ВБ оценивают качество управления по шести направлениям, в том числе, главенство закона, эффективность правительства и другие. Были использованы средние значение показателя за десть лет с 1996 по 2006 годы.
- Уровень изолированности столицы они рассчитали на основе сложного индекса, куда входят, например, географическая отдаленность столицы от граждан, например, от самых крупных городов (в случае США, например, как далеко находится Вашингтон от Нью-Йорка, а также Лос-Анджелеса, Чикаго и других крупных городов). При этом учитываются размеры населения страны и ее протяженность. Для подобных подсчетов они использовали одну из самых популярных карт населения мира Gridded Population of the World Колумбийского университета.
- Индекс WGI куда лучше для стран с менее изолированными столицами. Причем зависимость довольно существенна, например, на нее приходится примерно 40% стандартного отклонения параметра - это все равно что разница в качестве управления между Боливией и Болгарией.
- Корреляция между двумя параметрами негативная: чем выше уровень изолированности, тем ниже качество управления. Изменение уровня изоляции на одно стандартное отклонение приводит к изменению уровня эффективности правительства на 0,3 стандартных отклонения.
Революции происходят в столицах
- Именно столица играет ключевую роль в случае революции или народного гнева: чем больше человек находятся рядом со столицей, тем больше опасности они представляют для элит. Географическая близости к власти повышает политическое влияние.
- Это доказывает история последних двух столетий. Небольшая толпа протестующих в столице может иметь такое же или даже большее влияние, как и многолюдные толпы восставших на других территориях. Жители столицы всегда представляют большую угрозу для власти.
- Именно этим мотивом обычно руководствуются власти, перенося столицы. Они хотят разместить их не в крупных городах, где живут люди, а в бюрократических центрах. В 1960 году столица Бразилии переехала из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа, подальше от крупных центров, где живут люди. Мотивация была все та же: столица должна быть в удобном, здоровом месте, подальше от толп людей.
- В 2005 году теми же соображениями руководствовались власти Мьяны, перенося столицу из крупного города Рангуна в затерянную в горах Нейпьидо.
- В среднем за последние 100 лет каждый шесть лет то или иное государство решается перенести свою столицу.
- Правительства могут ограничивать население столиц с помощью различных мер, например, вводя ограничения на проживание или, например, финансовые ограничения.
- Любые институты - это по сути дела правила, которые регулируют распределение политических и экономических ресурсов. Если столицы находятся в многолюдных городах, то властям приходится учитывать мнение людей при принятие решений.
- Каждый человек в обществе получает определенный уровень полезности в зависимости от качества развития институтов. Причем этот уровень разный у разных категорий населения - у чиновников, гражданских служащих, жителей столиц или других городов.
- Чем больше уровень разделения власти, тем более эффективные технологии могут быть использованы. Это предполагает более эффективное правительство и продуктивную экономику.
- На любое решение властей жители могут ответить с помощью протестов.
- Элиты могут существовать либо в условиях демократии, либо в условиях автократии. У каждого из режимов есть свои ограничения. Если демократия старается максимизировать среднее распределение благ для каждого члена общества, то цель автократии - максимизация полезности благ для членов элиты.
- Любое решение элит по поводу распределения власти и уровня изоляции столицы влияет на качество управления и выпуск экономики.
- Модель не предусматривает связи между изолированностью столицы и качеством управления для демократий - в них эта связь просто отсутствует. Это подтверждают реальные данные сравнения стран с различными формами правления в зависимости от индекса Polity.
- Если столица какой-либо страны становится более изолированной, то резко ухудшается и качество управления в ней. Среди автократий столица Кении Найроби имеет средние показатели изоляции, а у столицы Судана Хартума они куда более высокие. Судан - одна из стран с самым плохим управлением, хуже только у Ирака, Афганистана и Либерии. Рост изоляции столицы будет сопровождаться снижением качества управления - это обуславливает 40% разницы в качестве управления между странами.
- Изолированные столицы влияют на все параметры, которые относятся к эффективности управления. Единственное исключение - это стабильность политической системы. На нее изолированность столицы не оказывает никакого влияния.
- Наблюдается также позитивная зависимость между изоляцией и премией за то, что город является столицей. Жители изолированных столиц авторитарных государств зарабатывают куда больше, чем все остальные граждане.
- Кроме того, авторитарные режимы будут тратить куда больше на военные расходы, если население, наоборот, сконцентрировано вокруг столицы.