- Расходы бюджета должны составить $3,8 трлн. Обама предлагает отказаться от секвестра расходов, который был автоматически запущен в прошлом году и заменить его планом по сокращению дефицита бюджета на $1,8 трлн за 10 лет. В план входит сокращение некоторых федеральных программ и увеличение налогов с богатых.
- Дефицит бюджета 2014 года $744 млрд - это 4,4% ВВП. Впервые за пять лет правления Обамы дефицит опустится ниже $1 трлн. По оценке CBO, в этом году дефицит составит $973 млрд, или 6% ВВП.
- Администрация Обамы сократила прогноз по росту экономики до 2,3% против 2,7% (оценка июля 2012 года). Уровень безработицы к концу 2014 года должен снизиться с 7,7% до 7,2%.
- Госдолг США снизится с 76,6% ВВП в этом году до 73% ВВП в 2023 году.
- Обама просит Конгресс повысить налоги: бюджет может получить $580 млрд за счет введения налогов на богатых и закрытия некоторых "дыр" в налоговом кодексе. Домохозяйства с годовым доходом больше $1 млн должны платить не меньше 30% подоходного налога. Будут сокращены налоговые льготы для пенсионных накоплений выше $3 млн.
- Обама предлагает потратить $50 млрд на строительство дорог, мостов и прочей инфраструктуры. $1 млрд пойдет на внедрение инновационных технологий в промышленности, еще $1 млрд - на реформу системы высшего образования.
Экономику, находящуюся в депрессии, нужно стимулировать бюджетными расходами Известный американский экономист Брэд Делонг, профессор Университета Беркли,подсказывает Обаме и Конгрессу, как должна выглядеть бюджетная политика для экономики, находящейся в депрессии. Предложения Обамы соответствуют его идеям, но далеко не полностью.
- Шесть лет назад все считали, что бюджетная политика вообще ни на что не влияет. Центробанки пользовались только правилом Тэйлора, управляя занятостью и инфляцией, и не хотели, чтобы в это занятие кто-либо вмешивался. Тогда монетарная политика еще могла выполнить свою основную функцию.
- Сейчас главы центробанков один за другим, в том числе и председатель ФРС Бен Бернанке, заявляют, что в одиночку они не справятся. Монетарная политика, конечно, помогает, но решить всех проблем она не может. А политики, концентрируясь на сокращении расходов и дефицитов, только подрывают рост. Представители ФРС просят заменить секвестр чем угодно, лишь бы оно предусматривало более плавное сокращение дефицита бюджета. Это жизненно необходимо, чтобы поддержать восстановление экономики.
- Динамика роста госдолга США сейчас выглядит устрашающе. Выше, чем сейчас, госдолг был только во время Второй мировой войны. Однако вряд ли кто-то начнет распродавать американские бумаги - в мире нет более надежных активов.
- Исторически наблюдается зависимость между размерами госдолга и темпами роста экономики: наличие долга замедляет скорость роста. Однако эффект не такой уж и большой: при росте госдолга с 75% ВВП до 85% ВВП, рост замедляется всего на 0,06 п.п. в год.
- В целом высокое отношение госдолга к ВВП говорит о том, что с динамикой роста экономики не все в порядке. В этом случае высокие процентные ставки должны замедлить рост.
- Но к США это вряд ли относится, ведь экономика растет не так уж и медленно, а ставки остаются низкими. В этом случае рост госдолга на 10% ВВП может замедлить рост экономики всего на 0,01 п.п. или 0,02 п.п.
- Гораздо опасней роста госдолга сами слабые показатели роста экономики, которые разрушают ее потенциал.
- Это можно увидеть на известном примере: высокая безработица в долгосрочной перспективе вообще уводит людей с рынка труда. Часть из них теряет надежду найти работу, часть - лишается нужных навыков, размер рабочей силы при этом сокращается.
- Почему-то многие уверены, что экономике не требуется поддержка. Кто-то считает, что Бернанке лукавит и вполне способен справиться с проблемами самостоятельно. Другие полагают, что стимулирование приведет к росту ставок по госдолгу, неопределенности или к появлению других проблем. Но эти аргументы не имеют никакого смысла.
- Бюджетная политика помогла сгладить удар, который был нанесен экономике в 2008-2009 годах. Тогда резко сократилась доля сектора жилой недвижимости в ВВП, но, благодаря бюджетному стимулированию, падение остальных секторов удалось смягчить.