- Автоматический механизм сокращения расходов придумали в 2011 году - он главным условием увеличения потолка госдолга США, которым грозил дефолт.
- Белый дом и Конгресс тогда договорились, что к началу 2013 году должен быть разработан долгосрочный план сокращения дефицита бюджета США, а если плана не будет, то расходы будут сокращены автоматически.
- План так и не появился и к крайнему сроку - 1 марта, а потому ровно в полночь в субботу по времени Восточного побережья начнется автоматическое сокращение расходов бюджета США на $1,2 трлн в течение 10 лет, в этом календарном году размер сокращения расходов составит $64 млрд, а в финансовом - $85 млрд.
- Барак Обама вечером в пятницу провел встречу с лидерами Конгресса США, но в ее успех уже никто не верил. Администрация настаивает на сбалансированном подходе - комбинации из роста налогов и сокращения расходов. Республиканцы на увеличение налогов точно не пойдут.
- Изначально секвестр предполагал сокращения расходов на $110 млрд в 2013 году, но затем с помощью январской сделки его объемы сократились до $85 млрд.
- Расходы на оборону будут сокращены в 2013 году на 8%, а другие обязательные расходы - на 5%.
- Бюджетный дефицит в этом случае снизится до $845 млрд, или 5,3% ВВП, согласно прогнозу Бюджетного управления Конгресса США (CBO). К 2015 году дефицит снизится до 2,4% ВВП.
- Но, одновременно, секвестр станет мощным тормозом для роста экономики США в этом году. Она и так не в лучшем форме, согласно второй оценке ВВП США за четвертый квартал 2012 года, экономика выросла всего на 0,1% в годовом выражении.
- По оценке CBO, рост ВВП будет ниже своего потенциала вплоть 2017 года. В четвертом квартале 2012 года разрыв составлял 5,5% - его так и не удалось компенсировать с 2009 года. Общие потери выпуска экономики США с 2007-2017 годы будут равны половине годового ВВП страны.
- Экономика подает сигналы оживления, но сокращение бюджетных расходов и рост налогов, например, отмена льготы в 2 п.п. по подоходному налогу, снова снизят рост ВВП в этом году до 1,4%. Это означает, что безработица опять будет близка к 8%.
- У Фонда Рубини похожий прогноз - 1,4% роста ВВП, это очень медленно для экономики, уровень безработицы в которой составляет 7,9%. В этом случае ежемесячно будет создаваться примерно 150 000 рабочих мест, уровень безработицы в 2013 году составит 7,7%.
На первый взгляд, урон не такой уж и большой. Но он от секвестра в разной степени пострадают разные штаты и разные социальные программы. Богатые пригороды и жители сельской местности, скорее всего, не почувствуют удара, а вот у горожан, военных и госслужащих могут возникнуть проблемы. Согласно справке Белого дома, последствия секвестра будут следующими:
- Возможно, сокращение рабочих мест учителей на 10 000. 70 000 детей не смогут участвовать в программах подготовительного образования.
- От секвестра пострадают порядка 12 000 студентов и ученых, несколько тысяч исследователей могут потерять работу или лишиться финансирования. Это затормозит процесс создания и внедрения инноваций.
- Будет сокращено финансирование здравоохранения, в том числе и в сфере психических заболеваний. Без лечения могут остаться 373 000 людей с психическими проблемами.
- ФБР придется уволить порядка тысячи агентов, сокращения ждут прокуроров, пожарных и другие экстренные службы.
- Благодаря секвестру, дефицит бюджета США снизится до 5,3% ВВП в 2013 году против пика в 10,1% ВВП в 2009 году, по оценке CBO.
- Чистый госдолг США при этом вырастет до 76% ВВП в 2013 году - это самое в большое значение с 1950 года.
- Восстановление экономики и текущий закон о бюджете приведут к росту доходов бюджета с 16% ВВП в 2012 году до 19% в 2015.
- Расходы упадут с 23% ВВП в 2012 году до 21,5% ВВП в 2017 году, но к 2023 году они вновь вырастут до 22,9%.
- Сокращение расходов приведет к снижению дефицита бюджета до 2,4% ВВП в 2015 году, но затем дефицит вновь начнет расти по мере активизации роста расходов и к 2023 году дойдет до 3,8% ВВП.
- Наличие постоянного дефицита означает, что госдолг США никуда не денется. В 2014 году он вырастет до 78% ВВП. Затем он будет сокращаться, но не из-за влияния секвестра, а из-за ускорения роста экономики США. По мере роста расходов бюджета к 2023 году он вновь вырастет до 77% ВВП.
- Конечно, стабилизация госдолга будет хорошо встречена рынками и экономистами. Тем не менее, по историческим меркам долг останется очень высоким - столь большим он не был с момента окончания Второй мировой войны.
- Это приведет к росту ставок - в этом случае стоимость обслуживания госдолга США вырастет в несколько раз. Кроме того, объемный рынок госдолга оттягивает на себя значительную часть финансовых ресурсов в экономике страны, а это приведет к замедлению роста инвестиций и замедлению роста зарплат. При этом у правительства практически не осталось гибких инструментов бюджетно-налоговой политики.
- Риск бюджетного кризиса никуда не исчезнет, инвесторы могут потерять доверие к правительству США, а это означает еще больший рост ставок по казначейским облигациям. Но даже этот умеренный прогноз по сокращению дефицита бюджета CBO строит, исходя из предположение о сокращении расходов на систему здравоохранения для пожилых Medicare, которое может начаться - а может и нет - в январе 2014 года.
- Если политики откажутся от части мер по сокращению расходов и не предложат альтернативного плана, то госдолг к 2023 году вырастет до 87% ВВП.
Но и эти прогнозы могут оказаться слишком оптимистичными: известный экономист Фредерик Мишкин предполагает, что США нужно снизить дефицит бюджета до 1,8%, чтобы остановить рост госдолга. Отрицательные новости и неудачи политиков могут спровоцировать падение доверия к экономике США и привести к стремительному росту госдолга и стоимости его обслуживания - это станет началом долгового кризиса по "греческому" сценарию. Уильям Гейл из Brookings отмечает, что без ускорения роста экономики сдержать рост уровня госдолга не удастся. Госдолг к ВВП вырастет до 100% к 2029 году и до 200% - к 2049 году. А если уж и сокращать расходы, то раз и навсегда - без реформы налоговой и бюджетной системы не обойтись. Как будут развиваться события В фонде Рубини уверены, что начавшийся секвестр не означает, что сокращение расходов наступит в том объеме, который предусматривает нынешний закон. В фонде разработали три сценария. Вероятность того, что секвестр не отменят в течение года, они оценили лишь в 15%, и как полноценный сценарий даже не рассматривали.
- Сценарий 1. Республиканцы и демократы придумывают альтернативный план: демократы соглашаются на снижение расходов на $1 трлн, а республиканцы при этом соглашаются повысить доходы бюджета еще $350 млрд за 10 лет за счет роста налогов. Вероятность этого сценария - 20%.
- Сценарий 2. Демократы и республиканцы договариваются о небольшой сделке, которая снизит секвестр до $600 млрд. При этом обе партии создают комиссию, которая разработает план сокращения расходов бюджета еще на $1-1,2 трлн. В итоге на повестке дня окажется и бюджетная, и налоговая реформы. Это базовый сценарий RGE, вероятность которого - 35%. В этом случае экономика вырастет на 1,7%, а безработица снизится до 7,5% уже к концу года.
- Сценарий 3. Демократы и республиканцы договариваются просто отменить секвестр, чтобы затем договориться о том, как сократить дефицит бюджета. Вероятность этого сценария - 30%. Он кажется оптимальным для экономистов фонда: это поможет поддержать быстрый рост экономики в 2013 году, и при этом политики смогут спокойно разработать долгосрочный план сокращения расходов. В этом случае темпы роста ВВП составят 2-2,1%, а безработица к концу года снизится до 7,2%.