- Китай показывает высокие темпы роста и стабильность.
- Рост России слишком сильно затормозился после кризиса 2008 года из-за многочисленных структурных проблем, которые никак не решаются.
- Но главный аутсайдер вовсе не она и не все еще бедная Индия, а Бразилия, которая не хочет жертвовать стабильностью ради быстрого роста.
В отношении ВВП на душу населения мы опять же видим очень разную динамику. Китай показывал устойчивый рост динамики ВВП на душу населения. К 2015 году этот показатель будет в 9 раз выше, чем в 2001 году. Россия, наоборот, сначала показала быстрый рост ВВП на душу населения. Это случилось на фоне быстрого роста цен на сырье. В 2008-2009 годах началось падение нефтяных цен, тогда ВВП на душу населения в России упал на 25%. Сейчас ВВП на душу снова растет, но уже не так быстро, как до кризиса. Все ожидают, что по этому показателю Китай скоро обгонит Россию.
- Тоже самое мы видим и в отношении роста реального ВВП - Китай опережает всех остальных, и этот отрыв сохраняется.
- Россия, показывавшая хорошие результаты до кризиса 2008 года, замедлилась, рост в течении нескольких лет будет чуть выше 3%.
- Примерно такая же ситуация в Бразилии.
- Рост Индии сейчас похож на рост Китая, но нужно помнить о том, что население Индии растет куда быстрее китайского. А это означает, что рост ВВП на душу населения не будет таким впечатляющим, как в Китае.
- В отношении ситуации с государственными финансами есть два лидера: у Китая и России хорошее положение с низким уровнем госдолга.
- У России с ее сырьевой экономикой был огромный профицит счета текущих операций, но он постепенно снижается из-за роста внутреннего потребления. У России огромный торговый профицит в части полезных ископаемых и топлива, но по всем остальным категориям, в том числе по промышленности, ее торговля в глубоком дефиците.
- Китай также пока в ситуации профицита, но он снижается. У Китая обратная ситуация по экспорту: огромный профицит по промышленным товарам, но при этом зависимость от импорта сырьевых товаров.
России пора заняться структурными реформами Россия - это экономика, крайне зависимая от сырья. Вопрос сейчас в том, будут ли цены на сырье снова расти так быстро, как росли в прошлом десятилетии. Если нет, то не понятно, что станет новым источником роста российской экономики. Правительство проводило проциклическую бюджетную политику, которая во многом стала основой быстрого роста экономики. Но возможности для бюджетного стимулирования значительно сократились.
- По прогнозу S&P, в 2013 году экономика России вырастет на 3,3%, а затем в 2014 и последующие годы постепенно вернется к уровню в 3,5%. Некоторые участники рынка ожидают, что рост будет слабей.
- В долгосрочной перспективе потенциалу роста России угрожают несколько факторов. Во-первых, бюджетная политика была проциклической до бюджетного кризиса: в 2000-2008 годах госрасходы выросли в 10 раз, а номинальный ВВП вырос в 8,5 раз.
- Даже во время кризиса правительство активно тратило, тогда были созданы большие дефициты - это позволило смягчить часть негативных эффектов спада. Сейчас бюджет сбалансирован, но о большом профиците речи уже не идет. Возможности государства проводить стимулирующую политику теперь ограничены, это видно на примере бюджета 2013 года, где расходы выросли всего на 3% - это рекордно низкие темпы роста.
- Тоже самое происходит с расходами крупных компаний: рост инвестиций в основной капитал в 2013 году будут небольшим. Именно это одна из главных проблем России - инвестиции не растут так быстро, как нужно. Они просто не соответствуют потребностям в них.
- Еще одна проблема - это структурные реформы. России нужны меры по улучшению делового климата, борьбе с коррупцией. Если эти проблемы будут решены, рост российской экономики будет выше, возможно, 5-6%.
- Все более вероятные стимулы от Центрального банка не помогут поддержать внутреннее потребление.
Бразилия: аутсайдер в ловушке политической стабильности
- Бразилия, в отличие от других участников БРИК, - стабильная и эффективная демократия. Но оборотной стороной этой стабильности является отсутствие динамизма в развитии экономики. Бразилия - это экономика, которая не растет.
- Среди политических лидеров Бразилии есть консенсус - вне зависимости от партийной принадлежности они поддерживают базовые параметры макроэкономической политики. Именно поэтому в 2010 году страна получила инвестиционный рейтинг.
- Политическая структура Бразилии помогает поддерживать стабильность, но в то же время ее очень сложно реформировать. Любое существенное изменение требует значительных политических усилий.
- Это отсутствие динамизма и стало главной проблемой. С 2001 году только четыре года ВВП рос больше, чем на 4% - это недостаточно для страны с таким уровнем развития.
- Низкие темпы роста - это проблема не только Бразилии, но и Латинской Америки в целом, например, Мексики, второй по величине экономики этой части мира.
- Рост ВВП Бразилии значительно ниже остальных стран БРИК.
- Проблема в очень низком уровне инвестиций в экономику Бразилии по сравнению с другими странами БРИК.
Китай: нужно следить за изменением модели экономики За последнее десятилетие рейтинг Китая улучшился из-за постоянного роста экономики и стабильного притока инвестиций.
- Однако это политика сопровождалась финансовыми репрессиями, которые привели к значительному росту сбережений. В стране стали доступны инвестиции под низкую процентную ставку.
- Поддерживает рост рейтинга Китая и надежная бюджетная политика.
- Если считать еврозону единой экономикой, то экономика Китая - третья по размерам экономика в мире. Но темпы роста первых двух экономик довольно слабые.
- Поддержать высокие темпы роста в последнее время стало очень непросто. Местным правительствам пришлось брать на себя инфраструктурные инвестиции, из-за чего растут кредитные риски и риски всей финансовой системы.
- Единственная надежда экономики - китайские потребители. Но, чтобы они смогли обеспечить стабильный внутренний спрос, нужны структурные реформы: больше доходов должны получать домохозяйства, госпредприятия должны работать эффективней.
- В ближайшие несколько лет стоит следить за тем, как изменится политика Китая, сможет ли стать экономикой, в основе которой лежит потребление.