Москва. 1 апреля. FINMARKET.RU - Самая дорогая в современной российской истории региональная государственная программа - развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири - так и останется благим пожеланием правительства. После многочисленных согласований и интенсивной редактуры программа "похудела" и превратилась в скромный план инвестиций в инфраструктуру региона.
Как рассказал "Финмаркет" источник в правительстве, на прошлой неделе на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было решено выделить средства только на развитие транспортной инфраструктуры. Эта подпрограмма получит весь объем запрашиваемого финансирования.
Свой кусок от дальневосточных денег получит РЖД. Власти готовы потратить на расширение узких мест Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей 260 млрд.руб. в ближайшие три года. Проектные работы начнутся уже в этом году.
История вопроса
- Первым идею о создании государственной корпорации развития Сибири и Дальнего Востока в начале 2012 года высказал Сергей Шойгу, но Минфин ее не поддержал, и правительство от нее отказалось.
- Вместо госкорпорации в новом правительстве создали специальное ведомство - Министерство по развитию Дальнего Востока, которое через полгода после создания раскритиковал президент Путин.
- После этого правительство вновь вернулось к идее создания корпорации. В начале февраля Минэкономразвития направило в правительство проект закона "О развитии Сибири и Дальнего Востока", предполагающий создание специального института развития - некоммерческой "Государственной компании развития Сибири и Дальнего Востока".
- Минвостокразвития со своей стороны хочет написать отдельный закон о Дальнем Востоке, также в ведомстве подготовили амбициозный проект госпрограммы развития общей стоимостью 10 трлн.руб, из них 3,8 трлн.руб. - бюджетное финансирование.
- Несмотря на существующие разногласия между Минфином и Минэкономразвития, премьер Дмитрий Медведев предварительно одобрил проект и поручил найти деньги на его претворение в жизнь. Премьер также предложил подумать о создании офшорной зоны на Дальнем Востоке.
Денег нет и не будет
Две недели назад на заседании правительства проект программы одобрили, но о деньгах разговаривать не стали. Премьер Медведев поручил чиновникам до 26 марта договориться об объемах финансирования и определить окончательный размер бюджетных инвестиций в развитие Дальнего Востока.
По словам источника в правительстве, 26 марта у первого вице-премьера Игоря Шувалова состоялось совещание по подготовке заседания государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области. Оно должно пройти в Иркустке и именно на ней могут утвердить программу.
На совещании был принят ряд кардинальных решений:
- Программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г." будет продлена до 2018 г. Она считается базой для всей программы. "Да, она стоит достаточно дорого - это примерно 100 млрд рублей в год, но она детально проработана - в ней есть конкретные объекты, все необходимые обоснования",- сказал глава Минэкономразвития Андрей Белоусов на прошлой неделе.
- На нее правительство согласилось выделить ежегодно 100 млрд.руб. с 2013 по 2017 гг., 95 % этих средств пойдет на транспортную инфраструктуру.
- Министерствам поручено к заседанию комиссии 2 апреля найти источники финансирования продлеваемой программы. Скорее всего, основой финансирования станут доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния. С такой идеей в апреле прошлого года выступил Путин, а позже и Шувалов.
- Ведомствам необходимо выбрать первоочередные проекты транспортной и энергетической инфраструктуры, в том числе и те, которые уже реализуются за счет РФПИ и "Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона", учрежденного ВЭБом, и через инфраструктурные облигации, которые собирается выпускать правительство.
- РЖД рекомендовано приступить в этом году к разработке проектной документации по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. В уставный капитал из бюджета направят 260 млрд.руб. на 2013-2015 гг. Ранее РЖД оценивала затраты на усиление пропускных способностей и модернизацию железнодорожной сети Восточной Сибири и Дальнего Востока в 1,1 трлн руб.
- Это делается для того, чтобы перевозка грузов через порты Дальнего Востока выросла до 25 млн.т в год. Минтрансу поручено обсудить проекты с компаниями, которые пользуются услугами портов.
Александр Морозов, HSBC по России и странам СНГ
"Учитывая стабилизацию цен на нефть и ограничения бюджета, приоритет транспортным проектам в контексте Дальнего Востока вполне справедлив. Неразвитость транспортной инфраструктуры является серьезным ограничением развития региона. Можно сказать, что это решение со знаком "плюс". Было бы гораздо хуже, если бы деньги инвестировались туда в гораздо большем масштабе, в ситуации, когда лишних денег совсем нет. Стоит вопрос, где найти и эти 100 млрд.руб. Свободных бюджетных средств нет, и даже за них будет идти борьба.
Средства ФНБ - это средства будущих пенсионеров, и с ними обычно так не поступают. И если они будут вкладывать в проекты, у которых налоговая отдача в перспективе весьма неопределенная, будет достаточно странно. Если средства ФНБ не рассматривать как источник пенсионных накоплений, то их вполне можно использовать. Это далеко не самое худшее решение".
Михаил Бурмистров, "Infoline-аналитика"
"Сумма в 100 млрд. руб. на транспортную инфраструктуру достаточно значительная. С другой стороны, если говорить о комплексе транспортных проблем Дальнего Востока, то, конечно, могут быть истрачены гораздо большие суммы. Только на проект строительства железнодорожной ветки к месторождениям, которые планировал осваивать "Норильский никель", необходима гигантская сумма, а таких проектов на Дальнем Востоке много. Транспортная проблема из всех наиболее остро стоит в регионе, и это тот сегмент, куда наиболее сложно привлечь частные инвестиции. Это корректное, правильное, разумное решение. Другой вопрос - насколько разумно будут расставлены приоритеты.
Расширение Транссиба и БАМа действительно целесообразно, но сроки окупаемости и того, и другого проекта стремится к бесконечности. Поэтому проект в большей степени политический. Это те направления, которые требуют ремонта, расширения, развития, но он окупится еще не скоро.
В связи с этим не вполне понятно, почему такой объем средств будут направлен именно в это время. Немного удивительное решение в свете того, что мы сейчас имеет достаточно ограниченный объем ресурсов и проблемы с балансом бюджета. Вкладывать такие инвестиции в проекты с очень длительным сроком окупаемости - серьезное решение. Не могу сказать, что столь остро стоит проблема и требуются столь значительные инвестиции прямо сейчас. Они должны быть очень точно синхронизированы с деятельностью частных инвесторов-пользователей железной дороги и портов. "Норильский никель" запланировал очень крупные выплаты дивидендов, "Мечел" имеет непростую долговую ситуацию, поэтому вопросы срочных вливания в железнодорожную инфраструктуру вызывают сейчас некоторые вопросы".
Алексей Девятов, ИК "Уралсиб кэпитал"
"Если говорить о роли государства в развитии тех или иных отраслей региона, то, конечно, предпочтительно использовать разного рода льготы. Это могут быть налоговые преференции. Но принятой решение по финансированию транспортной инфраструктуры не самое плохое. Для того, чтобы развивался бизнес, нужно пользоваться инструментами экономической политики, а не закачивать деньги. С другой стороны, есть отрасли, в которых присутствие государства необходимы, как транспорт, и на Дальнем Востоке действительно много узких мест.
Что касается 100 млрд.руб., то судить о том, будет ли достаточно этих средств, можно только с учетом того, как эффективно они расходуются. У нас, к сожалению, расходование средств на дорожное покрытие не очень эффективно. Я думаю, отдача от этих денег не будет большой.
В бюджете свободных средств при этом практически нет. Есть много разных программ, которые должны финансироваться, социальные обязательства, обещания президента Путина, вопросы модернизации армии. Нужно расставлять приоритеты, и в этом случае транспортная инфраструктура - не самый плохой выбор. Нужно представлять налоговые преференции компаниям, которые хотят оперировать на Дальнем Востоке. И частный бизнес тогда будет развиваться сам. Не нужно туда больших вливаний".
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.