- В начале 2012 года Сергей Шойгу предложил премьеру и кандидату в президенты Владимиру Путину создать государственную корпорацию развития Сибири и Дальнего Востока.
- Министр финансов Антон Силуанов раскритиковал эту идею, и правительство от нее отказалось.
- Вместо госкорпорации в новом правительстве создали специальное ведомство - Министерство по развитию Дальнего Востока.
- Но в ноябре на заседании президиума Госсовета президент Владимир Путин раскритиковал работу ведомства, которое было создано всего полгода назад, и велел правительству вновь проработать вопрос о создании отдельной компании для развития региона.
- В начале февраля Минэкономразвития направило в правительство проект закона "О развитии Сибири и Дальнего Востока", предполагающий создание специального института развития - некоммерческой "Государственной компани развития Сибири и Дальнего Востока".
- Несмотря на это, чиновники Минвостокразвития все же дописали проект госпрограммы развития макро-региона и передали его в правительство. На прошлой неделе его обсудили на заседании кабинета министров.
- Премьер Дмитрий Медведев предварительно одобрил проект и поручил найти деньги на его претворение в жизнь. Премьер также предложил подумать о создании офшорной зоны на Дальнем Востоке.
- Программа рассчитана на срок с 2014 г. до 2025 г. и подразумевает участие практически всех министерств и ведомств, а также "Внешэкономбанка", "Газпрома", "РЖД", "РусГидро", "Роснефти", "Россельхозбанка", ФСК, "Росгеологии" и других.
- Она охватывает 12 субъектов с населением 10,7 млн.человек - Республика Саха (Якутия), Приморскиий край, Хабаровски край, Амурская область, Камчатскиий краий, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область.
- В нее включены 12 подпрограмм на общую сумму 10,3 трлн. руб.: 3,8 трлн.руб. из бюджета, еще 6,5 трлн.руб. - от инвесторов. Эти огромные деньги нужны, чтобы макро-регион смог ускоренными темпами выйти на среднероссийские показатели развития.
- Каждый рубль инвестиций из государственного бюджета будет обеспечивать приток 5 рублей прямых внебюджетных инвестиций и 1,5-2 рублей косвенных внебюджетных инвестиций; общий объем инвестиций вырастет к концу действия госпрограммы в 3,8 раза.
- Объем промышленного производства вырастет в 2,6 раза; повышение доли обрабатывающих производств в структуре экономики к 2025 году до 8,4 %; экспорт вырастет к 2025 году в 3,4 раза;
- Поставки газа, добываемого на Дальнем Востоке, на рынки Китая, Японии, Кореи, Тихоокеанского побережья Америки, Монголии и других стран могут составить 103-110 млрд куб. метров к 2020 году и 144-170 млрд куб. метров - к 2030 году.
- Поставки нефти, добытой на Дальнем Востоке, на рынки АТР должны составить 100-110 млн т к 2020 году и до 112-130 млн т - к 2030 году; нефтепродуктов - до 30-35 млн т к 2020 году, до 40 млн т - к 2030 году.
- Экспорт угля на Тихоокеанский рынок увеличится до 68-73 млн т к 2020 году и до 111-120 млн т - к 2030 году. Основными направлениями угольного экспорта будут Китай, а также Корея и Япония.
- Будут введены новые мощности по добыче алмазов, золота, серебра, уранового, железорудного, фосфатного и калийного сырья, руд цветных металлов (в том числе вольфрама и олова), плавикового шпата и прочих рудных и нерудных полезных ископаемых.
- На развитие транспортной инфраструктуры макро-региона чиновники хотят потратить 1,6 трлн.руб. Они пойдут на увеличение пропускной способности опорной транспортной сети, реконструкцию аэропортов и строительство инфраструктуры для инвестпроектов.
- На развитие энергетической инфраструктуры Дальнего Востока нужно потратить 441 млрд.руб.
- Создание условий для комфортного проживания населения на территории Дальнего Востока обойдется в 555 млрд.руб.
- Ввод жилья увеличится до 15 млн кв. метров в год; численность населения увеличится к 2025 году до 12,4 млн чел.; средняя ожидаемая продолжительность жизни (для мужчин и женщин) - до 72,5 года. Средний уровень заработнои? платы увеличится с +12 % к среднероссийскому уровню в 2011 году до +33 % в 2025 году; производительность труда в регионе вырастет в 2,1 раза.
Закон - тайга, прокурор - медведь Отдельный вопрос, которому в правительстве придают большое значение - юридическая база форсированного развития макро-региона. У чиновников есть множество предложений на эту тему.
- Все меры регулирования нужно объединить в один закон о развитии Дальнего Востока, считают в Минэкономразвития. В нем будут прописаны все налоговые льготы и преференции для региона.
- Для финансирования инвестпроектов нужен создать отдельный фонд, полагают в Минвостокразвития. Регионами уже заявлено 2,8 тыс. инвестиционных инициатив на 10 трлн руб., но только 1/5 соответствуют критериям. Фонд может заняться их отбором и связями с инвесторами - Сингапуром, Китаем, Южной Кореей, Малазией, Японией.
- Для проектов с участием Фонда нужно организовать клубное долговое финансирование с возможным привлечением Всемирного банка, ЕБРР, Азиатского банка развития, банков развития и экспортно-импортных банков США и других стран, Российского фонда прямых инвестиций и иностранных банков.
- Ведомство предлагает также наделить территориальные органы Роснедр полномочиями предоставлять в пользование участки недр, ввести дифференцированные ставки НДПИ в зависимости от условий работы, снизить энергетические тарифы до уровня среднероссийских.
- Транспортные тарифы должны быть долгосрочными, а субсидии нужно распространить не только на льготников, но и на другие категории граждан, причем не только на авиатранспорт, но и железнодорожные перевозки.
- Демографический бум и приток мигрантов из других регионов России и даже из-за границы обеспечат бесплатная выдача участков под жилищное строительство, льготные условия для расселения соотечественников, желающих вернуться в Россию, и увеличенные размеры материнского капитала.
- Темпы развития региона окажутся существенно ниже запланированных, ВРП вырастет не в 2,6, а в 1,5 раза.
- Ввод жилья уменьшится втрое, зарплата будет только на 12 % больше, чем по России. Численность населения макро-региона в лучшем случае стабилизируется на некоторое время, а потом снова начнет падать.
- Восточные регионы России неминуемо превратятся в ресурсныи? придаток более развитых стран, из-за чего условия международного экономического сотрудничества с каждым годом будут становиться все менее выгодными для России.
- Существует политический риск снижения влияния России на процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- Сохранятся инфраструктурные проблемы, закроется часть производств и продолжится экономическая деградация депрессивных территории?.
- Уровень жизни населения будет снижаться, а уровень заболеваемости и смертности будет наоборот расти, сохранится отток постоянных жителеи?.
- Если в регион не поедут россияне, то туда начнут мигрировать жители бедных близлежащих стран, то есть китайцы, а это приведет к межнациональным конфликтам и дополнительным расходам.
- Минфин не желает давать деньги на школы и детские сады, строительство которых предусмотрено в программе, - это обязанность регионов и муниципалитетов.
- Тот же аргумент министерство использует, чтобы не платить за переезд безработных граждан на Дальний Восток и переселение соотечественников, строительство учреждений культуры и появление парков дикой природы.
- Из программы нужно исключить проекты, которые приносят прибыль только компаниям, хотя вкладывать в них должно государство.
- Минэкономразвития, как и Минфин, указывает на мероприятия, которые должны быть включены в отраслевые документы, а не дублировать их.
- Объемы бюджетных средств, которые требуются на реализацию программы, не соответствуют принятому бюджету. Нужно либо сократить финансирование, либо перенести часть расходов в раздел "дополнительные расходы" - деньги на них выделят только в случае, если у бюджета будут излишки.
- При этом Минэкономразвития не считает целевые показатели программы достаточно амбициозными, они не соотвествуют долгосрочному прогнозу развития страны до 2030 года.