Москва. 1 февраля. FINMARKET.RU - Уже несколько лет чиновники ищут способы ускорить экономическое и социальное развитие Сибири и Дальнего Востока. Теоретически, именно ими должно прирастать богатство страны, но практически перейти от слов к делу пока не получается. Не удается решить, кто и как именно должен поднимать бескрайние просторы Якутии и Приморья: государство обещает направить в регион огромные ресурсы, поэтому чиновники до сих пор ожесточенно спорят между собой и делят эти еще не полученные деньги.
По данным "Финмаркета", этим управляющим может стать специальная компания развития с широчайшими полномочиями и правами собстенности на все неосвоенные богатства Дальнего Востока, от идеи создания которой вроде бы отказались в прошлом году.
- В начале 2012 года Сергей Шойгу предложил премьеру и кандидату в президенты Владимиру Путину создать государственную корпорацию развития Сибири и Дальнего Востока.
- Правительство после долгих обсуждений в прошлом году от этой инициативы все же отказалось. Ее главным противником выступил Минфин. Министр финансов Антон Силуанов жестко раскритиковал саму возможность создания очередной госкорпорации с "неясными целями и функциями", которая к тому же, по его мнению, могла спровоцировать возникновение себе подобных и в других проблемных регионах страны.
- Вместо госкорпорации в новом правительстве появилась отдельное ведомство - Министерство по развитию Дальнего Востока.
- Но в ноябре на заседании президиума Госсовета президент Владимир Путин раскритиковал его работу и велел правительству вновь проработать вопрос о создании отдельной компании для развития региона.
- Правительство, в свою очередь, поручило министерствам до 25 февраля представить свои предложения и замечания по вопросу развития региона.
На прошлой неделе Минэкономразвития направило доклад премьеру Дмитрию Медведеву ("Финмаркет" ознакомился с документом), в котором предлагает ответственным исполнителем планов по развитию Дальнего Востока сделать Минрегион и учредить специальную компанию с особым статусом.
Госкомпания с признаками госкорпорации
К докладу Минэкономразвития приложен проект закона "О развитии Сибири и Дальнего Востока" , предполагающий создание особого института развития для региона - новой госкомпании:
- Автономная некоммерческая организация "Государственная компания развития Сибири и Дальнего Востока" (non-profit organization "State Company for Development of Siberia and the Far East") будет управлять проектами на территории 12 субъектов страны: Бурятия, Якутия, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.
- Базироваться компания будет во Владивостоке, подчиняться должна напрямую президенту, назначать гендиректора и совет директоров также будет глава государства. Гендиректор имеет право выступать с инициативами и присутствовать на заседаниях правительства.
- Госкомпания будет отвечать за достижение показателей Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г., участвовать в государственных и частно-государственных проектах и программах и выступать заказчиком от лица государства, оказывать содействие в подготовке, финансировании и реализации проектов и внешнеторговых контрактов российских экспортеров;
- Для региона будет создан список приоритетных инвестпроектов в сфере добычи полезных ископаемых, машино- и судостроении, нефте- и газохимии, лесной промышленности, ЖКХ и рыбопереработке. Госкомпания составит по заявкам перечень приоритетных проектов, а набсовет его утвердит.
- Специальное налогообложение или льготы в законопроекте не предусмотрены. Но в пояснительной записке к нему указано, что в закон еще будут включены поручения президента по особому налоговому режиму для Дальнего Востока.
- Участники приоритетных проектов могут потерять свой статус, если нарушают условия соглашения или сами отказываются от участия.
- Госкомпания получит без конкурсных процедур право пользования всеми недрами. Это право она сможет вносить в капитал образованных ОАО.
- Инвестор получает право пользоваться землей в течение 50 лет по умолчанию. При этом собственник земли права собственности не лишается, но он не может чинить препятствия инвесторам в доступе к этому участку.
- Решение о том, пускать ли на землю инвестора будет принимать не сам ее собственник, а местная администрация по заявлению инвестора. Собственник заключает с инвестором договор и получает деньги за пользование землей строго по рыночной стоимости - 5 % от цены участка. Государство предоставляет свои участки за 2 недели без торгов.
- Госкомпания сможет открывать свои филиалы и представительства по всей стране и за рубежом, а также отправлять своих сотрудников на работу в иностранных государствах в составе дипмиссии (расходы лягут на плечи посольств и консульств).
- Иностранцы смогут получать высшее и среднее профессиональное образование на Дальнем Востоке, а после получить вид на жительство. Через три года работы и проживания приезжему дадут гражданство.
- Те россияне, которые переедут на Дальний Восток на ПМЖ, получат оплату билетов к месту переезда и "подъемные" в зависимости от региона.
- Госкомпания подлежит ликвидации через 25 лет после ее создания, а ее имущество будет возвращено в бюджет.
Какую юридическую форму получит этот институт развития, до конца не ясно. В документах Миэкономразвития он именуется то как госкорпорация, то как госкомпания. В министерстве "Финмаркету" пояснили, что рассматриваются оба варианта - на выбор правительства, а они готовы работать с любой из выбранных форм.
Минрегион, МЧС, Росрыболовства проект закона уже согласовали. Замечания поступили от Минприроды, Минтранса и ФМС. Минфин традиционно не поддержал предложение "в части финансового обеспечения деятельности госкомпании".
Альтернативное будущее Дальнего Востока
Свои предложения первому вице-премьеру Игорю Шувалову, курирующему в правительстве в том числе и вопрос развития Дальнего Востока, направил и Совет Федерации. Сенаторы ("Финмаркет" ознакомился со списком из идей) предлагают сделать акцент на налоговых льготах для региона:
- Все предприятия обрабатывающего сектора кроме производств алкогольной и табачной продукции должны быть освобождены от уплаты федеральной части налога на прибыль. НДС и таможенные пошлины на экспорт для этих предприятий необходимо обнулить.
- Аэропорты местного значения и авиаплощадки должны быть освобождены от уплаты земельного налога, а предприятия аэропортовой деятельности - от НДС. Обнуление НДС получат также компании, занимающиеся пассажирскими перевозками на местных и региональных авиалиниях. Это касается и железнодорожного, морского, речного и автобусного транспорта.
- НДС при реализации жилья на вторичном рынке, оказании услуг ЖКХ, продажи электроэнергии, тепла и воды должны быть равны нулю.
- Коренные малочисленные народы Севера освобождены от уплаты всех платежей за пользование природными ресурсами.
- Предприятие может использовать упрощенную систему налогообложения, имея оборот до 150 млн. руб. в год.
- Компании также получают льготы на время строительства и запуска или реконструкции производства. Тарифа индексируются по пятилеткам.
- Налог на добычу полезных ископаемых необходимо дифференцировать и обнулить, если предприятие имеет производство полного цикла, упростить условия недропользования.
- Для Дальнего Востока необходимо создать свой Инвестиционный фонд в составе Инвестфонда РФ. Процедура создания особых экономических зон должны быть максимально упрощена, введены контракты жизненного циклы и другие формы частно-государственного партнерства.
- При рождении пятого ребенка необходимо давать семье жилье, для переселенцев будут бесплатно выделяться земельные участки, а переезжающие из районов Крайнего Севера должны получать сертификаты на жилье в любом другом субъекте.
В аппарате правительства "Финмаркету" пояснили, что никаких решений по вопросам развития Дальнего Востока пока не принято: идет процесс сбора отзывов со стороны министерств. Минфин уведомил правительство, что намерен представить свою позицию ближе к окончанию срока исполнения поручений - к 25 февраля.
Денис Штирбу, юридическая компания Vegas Lex
Разница между госкомпанией и корпорацией может быть в объеме участия государства в этом ОАО. Существует еще новая концепция создания непубличных корпораций, которая предусмотрена в новой версии Гражданского кодекса. Но он еще не вступил в сил, но, возможно, имеется в виду и это. Однако не совсем понятно, зачем нужна еще одна компания для развития Дальнего Востока. Сейчас существует дочерняя компания Внешэкономбанка, которая получает финансирование и работает с инвесторами.
Наталия Орлова, Альфа-банк
Как любой экономист я не вижу необходимости создавать новую госкомпанию, Лучше расширять полномочия существующих ведомств или организаций. Но вполне возможно, что существуют специфические целевые программы, которые правительство считает комфортным финансировать под эгидой какой-то новой компании. В создании новых госструктур все-таки есть степень неэффективность, так как функции будут дублироваться.
Что касается судьбы Минвостокразвития, то при его создании были задачи и функции, которые ему передавались. И теперь, когда оно уже создано, очень трудно его ликвидировать или сокращать число его сотрудников. Скорее всего, даже если полномочия будут сокращены, сама структура останется. Как минимум это создает определенную занятость и будет социально непривлекательным.
Лучший способ для развития региона все-таки не создание компаний и министерств, а стимуляция прихода частных инвесторов в финансовые проекты, когда государство может не так активно увеличивать свой штат. Фактически оно должно отдавать часть полномочий частному бизнесу. Но здесь увеличение роли корпорации прямо пропорционально госфинансированию. В кризис значимость государственных финансов сильно выросла, так как частный сектор сильно пострадал. И прямое распределение ресурсов государства и привело к тому, что наплодилось множество госструктур. Сейчас мы выходим из кризиса и целесообразно этот тренд менять.
Евгений Гавриленков, Sberbank CIB
В разных странах опыт говорит о разном. В необходимости госкомпании я не уверен, корпорации также себя не оправдали. Структура как министерство территорий существует в Японии. Но у нас существует Минрегион, и я не очень понимаю, зачем в целом необходима и отдельная компания для Дальнего Востока, и отдельное министерство для него. Нужна одна структура, которая принимает решения, а когда их много, ничего не получается. Если полномочия по контролю за программами все-таки передадут Минрегиону, Минвостокразвития может быть слит с Минрегионом. Несколько структур на мой взгляд не нужны.
Свободных денег в бюджете сейчас нет, но если нужно, их всегда изыскивают. Поэтому я не сторонник создания структур, так как это деньги на лишних чиновников.
Игорь Николаев, аудиторско-консалтинговая компания ФБК
Сейчас существует семь известных госкорпораций, а госкомпания одна - Росавтодор. Разница между ними небольшая, незначительная. Такой организационно-правовой форма как корпорация у нас не существует по Гражданскому кодексу. При образовании такой компании и передаче части полномочий Минрегиону, Минвостокразвития "повисает". Возникает резонный вопрос - зачем оно нужно? Необходимо все-таки оставить что-то одно. И так возникают вопросы, необходимы ли вообще специализированные организации для Дальнего Востока. Вероятность закрытия Минвостокразвития будет достаточно велика.
У нас, к сожалению, чтобы развивать какую-либо территорию, необходимо заполучить проект типа Олимпиады, Универсиады или регаты. Это становится святым для федеральных властей. Даже при образовании министерства перспективы выделения средств хуже. Но опыт регионов показывает, что развиваться можно и без них. У Калужской области есть плюсы в климатических условиях и инфраструктуре, но у Дальнего Востока есть свои конкурентные преимущества. Нормальное развитие - это повышение инвестпривлекательности, решение проблем квалифицированной рабочей силы, а заниматься местными проблемами - повседневная муторная работа. Гораздо проще придумать идею типа корпорации или АТЭС, но это не гарантирует результат.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.