Москва. 30 ноября. FINMARKET.RU - Бурный рост российской экономики в 2000-е, хоть и был сомнительного качества, все же повсеместно улучшил жизнь населения. И если неравенство по доходам между богатыми и бедным людьми только выросло, то между богатыми и бедными регионами - заметно снизилось.
В 1990-е гг. разница в уровне жизни в российских регионах достигала катастрофических размеров, к 2010 году уровень жизни выровнялся. Расхождение между самыми богатыми и самыми бедными регионами все еще велико, но большинству наименее обеспеченных все же удалось вырваться из так называемой "ловушки бедности", когда доходы людей настолько низки, что они не могут переехать в более обеспеченный регион, даже если захотят, выяснили ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев и научный сотрудник лаборатории макроструктурного моделирования экономики Высшей школы экономики Елена Вакуленко, опубликовавшие исследование "Конвергенция российских регионов".
Лучше стали жить люди, но не сами регионы - повышение зарплат и доходов вовсе не означает, что депрессивный регион стал конкурентоспособнее и приблизился по производительности к субъектам-лидерам. Казалось бы, самое время жителям отправиться в более развитые регионы. Но если в 90-е те, у кого появлялись деньги, тут же стремились переехать в регион побогаче, то теперь люди в целом по стране реже меняют место жительства. Так что рост доходов в бедных регионах привел к снижению мобильности населения.
Почему регионы такие разные
Колоссальная разница в дохода российских регионов стала ощущаться сразу после распада Советского Союза. Долгие годы распределение производства, населения, капитала в плановой экономике проводилось не по соображениям эффективности, а по соображениям геополитики, пишут экономисты. Перекосы не были заметны из-за контроля за ценами и зарплатами.
Контроль за ценами был отменен в одночасье в начале 1992 года. Либерализация цен и внешней торговли сделала экономику многих регионов неконкурентоспособной. Разница между субъектами, у которых было хотя бы сырье для продажи, и субъектами, у которых не осталось ничего, кроме вставших заводов, сразу стала очевидна.
Более успешные регионы жили сносно благодаря природным ресурсам, продолжая откладывать модернизацию своих предприятий. Менее успешные оказались в "ловушке бедности". Если реформу ценовой политики можно было провести в одну ночь, то создать финансовый рынок и рынок недвижимости, которые позволили бы людям уехать туда, где платят и производят, не удалось и за десятилетие. Поэтому население многих регионов оказалось в западне, без оплачиваемой работы и без средств к существованию. А разрыв в производительности факторов труда и капитала между регионами продолжил расти.
Политика местных властей в 1990-х годах только усиливала, а не смягчала межрегиональные различия. В периоды спада экономики они сокращали расходы региональных бюджетов, а во время стабилизации, наоборот, их увеличивали.
В 2000 году около 30% регионов, где проживало 30% населения страны, находились в "ловушке бедности": уровень доходов здесь был настолько низким, что люди не могли позволить себе переехать в другой, более богатый регион.
Экономический рост сделал регионы ближе
В начале 2000-х правительство решило бороться с неравномерностью доходов в стране , впечатляющих результатов добиться не удалось, но регионы все же начали "сближаться", особенно во второй половине десятилетия.
Исследователи проанализировали официальные данные Росстата по доходам на душу населения, ВВП на душу населения и заработной плате за 1995-2010 гг., а также индекс потребительских цен и величину прожиточного минимума в регионах. Из-за отсутствия информации из расчетов были исключены Ингушетия и Чечня, а также 9 автономных округов: Ненецкий, Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский/Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский, и Корякский - все они теперь являются административными частями других регионов.
Ученые пришли к следующим выводам:
- Уровень доходов населения в 2000-х годах начал постепенно выравниваться, но разница в ВРП регионов так и осталась огромной.
- Влияние федерального центра, распределявшего финансовые потоки, на процесс выравнивания оказалось незначительным. Точнее, трансферты из федерального бюджета не повлияли на разницу в производительности факторов (эффективности) регионов. Сказать что-то определенное по поводу зарплат невозможно - статистика не позволяет отделить данные о росте зарплат в частном секторе от роста в бюджетном, а тем более от зарплат в госкомпаниях. Так, что, возможно, федеральный центр все же был главным организатором выравнивания доходов населения.
- В начале 2000-х в регионах выравнивались и официальные зарплаты, и прочие доходы, куда исследователи включают и "серые" зарплаты. Во второй половине - главным образом прочие доходы. По мнению экономистов, именно рост неформальной оплаты труда и оказал наибольшее влияние на выравнивание доходов населения.
- То, что при росте доходов населения почти не изменился разрыв в ВВП на душу этого населения, исследователи объясняют тем, что по развития мобильности рынков труда и капитала предприятия были вынуждены повышать выплаты - формальные и неформальные - своим работникам, тогда как доля капитала осталась стабильной. Таким образом, разрыв в совокупной производительности факторов (эффективности) уменьшается далеко не так быстро, как доходы населения. Депрессивные регионы как были депрессивными, так и остались, но в них стало проще жить.
- В 2000-х годах, в России стал бурно развиваться финансово-кредитный сектор. Он и экономический рост разрушили "ловушки бедности" большинства регионов и барьеры на пути перераспределения трудовых ресурсов.
- Но миграция после разрушения ловушек не выросла, а, напротив, начала снижаться. Это падение объясняется именно снижением межрегиональных различий в доходах, - деньги для переезда появились, но стимулы к нему пропали.
Как изменились миграционные потоки в России за 15 лет
Москва и Санкт-Петербург всегда притягивали россиян
В 90-е трудоспособное население при первой возможности из регионов с низким спросом на труд уезжало в места, где нужны были рабочие руки, что обеспечило снижение безработицы и рост производительности. Чаще всего, переезды осуществлялись с Дальнего Востока в европейскую часть, особенно в Москву и Санкт-Петербург.
Но за 15 лет "дальняя" миграция сократилась, а "ближняя" выросла - из райцентра в областной город или в соседний регион. В 1995 году 28% мигрантов (или 0,28% процентов населения) переехали менее чем на 500 километров, в то время как в 2010 году эта цифра составила 32%. Доля дальней миграции (более 2000 км) сократилась от 34% в 1995 году до 28% в 2010 году.
Россияне все реже решаются на дальние переезды
Американцы и японцы мигрируют внутри страны больше, чем жители России
Обычно люди переезжают из регионов с высоким уровнем безработицы и младенческой смертности в регионы с низким уровнем этих показателей, большим числом врачей и больничных коек на душу населения, более высокой плотностью дорожной сети и количеством общественного транспорта.
Население покидает регионы с более низкими ценами на жилье в пользу регионов с более высокими ценами на недвижимость.
Из чего складываются доходы и ВРП на душу населения в регионах
Бедные не станут богаче, если им просто дать денег
Сближение уровня доходов и зарплат в российских регионах - неплохое достижение, но теперь нужно обеспечить конвергенцию и по уровню ВРП на душу населения, пишут экономисты.
При этом государство ни в коем случае не должно в ручном режиме пытаться сблизить регионы, например, через госинвестиции, за счет которых сейчас, например, чиновники пытаются "поднять" Дальний Восток. Развитие финансового рынка и рынка жилья, улучшение защиты инвесторов - гораздо более важные факторы выравнивания обеспеченности регионов, нежели формальное заливание денег в самые проблемные из них.
Но есть случаи, когда вмешательство властей оправданно и даже желательно - это моногорода. Если население такого города очевидно выиграет от переезда, но не может его оплатить, то правительство может и должно вмешаться, например, поддержав финансовых посредников, которые помогут людям организовать переезд.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.