- Быстрый рост мировой экономики приводит к быстрому росту спроса на нефть, этот фактор определял динамику нефтяных котировок в 2000-е годы. Это своего рода колебания международных деловых циклов. В краткосрочной перспективе выпуск всех стран растет, но в долгосрочной перспективе им придется за это расплачиваться ускорением инфляции.
- Цены на нефть растут в результате перебоев с предложением - это было, например, во время Арабской весны. Эксперты часто не обращают внимания на внутриполитические и экономические процессы в странах Ближнего Востока - этот пробел также решили восполнить в МВФ. Рост цен вызывает спад в странах-импортерах, но от него выигрывают страны, богатые нефтью и экономики Азии, активно торгующие с ними.
- С 1979 по 2010 годы самым крупным импортером нефти были США - доля страны в мировом потреблении нефти составила 27%. Китаю, Европе и Японии до США далеко - их совокупная доля потребления 26,6%.
- Наибольшую долю нефти за этот период добыли шесть стран Персидского залива: Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ. Их доля в мировой добыче за эти годы составила 30%, а в мировом экспорте - 22%. На них же приходится 36,3% мировых доказанных запасов нефти.
- Саудовская Аравия обладает значительными свободными мощностями для добычи нефти - это позволяет ей быстро увеличивать добычу. Например, в 1985 году она увеличила добычу с 2 млн барр в день до 4,7 млн. То же самое она сделала и сейчас.
- Экономисты построили модель векторной регрессии для каждой страны или блоков стран, например, еврозоны. Всего было составлено 37 моделей.
- Для каждой модели были обозначены 6 внутренних факторов - реальный рост ВВП, инфляция, краткосрочная процентная ставка, долгосрочная процентная ставка и цены на акции, а также реальный эффективный обменный курс.
- Из международных переменных экономисты проанализировали международную торговлю, причем взяли среднее значение за три года. Кроме того, были учтены внешние финансовые обязательства стран.
- Для оценки нефтяного шока эксперты взяли номинальные цены на нефть, а также динамику добычи нефти.
- Каждая страна считалась небольшой открытой экономикой, за исключением США - для них часть параметров, например, внешние финансовые обязательства не учитывались, так как финансовые рынки США являются одними из самых развитых в мире.
- По всем странам использовались квартальные данные, начиная со второго квартала 1979 года по второй квартал 2011 года.
- Импортеры нефти. Больше всех от подобных шоков страдают крупнейшие в мире импортеры нефти США и Европа - шок приводит к долгому спаду в экономической активности этих стран. США 37% потребности в энергии восполняют с помощью нефти, Европе - 23%.
- Китай и Япония, наоборот, удивили экспертов. Они импортируют нефть, но при этом неожиданный рост цен приводит к ускорению темпов роста их экономик.
- Это связано со структурой потребления энергоресурсов, Китай больше зависит от угля, чем от нефти. В 2010 году 80% потребностей в энергии восполнялось с помощью угля, а доля нефти составила 18%. Китай потребляет примерно половину угля, добываемого в мире. При этом большая часть угля добывается внутри страны.
- Во время нефтяных шоков ВВП Китая растет, так как нефтяные экспортеры покупают больше китайских товаров - их доля в экспорте Китая составляет 14%.
- Этот же эффект объясняет и то, почему Япония выигрывает от резкого скачка нефтяных цен, доля экспортеров нефти в ее торговле даже выше - 22%. В других азиатских странах наблюдается та же закономерность.
- Вслед за падением добычи нефти в мире, ВВП Китая и Японии получает ускорение в течение 20 следующих кварталов.
- Однако это вряд ли позитивно сказывается на мировой экономике в долгосрочной перспективе - происходит перераспределение богатства в мире. В итоге, возникают различные дисбалансы, например, в виде высокого профицита счета текущих операций или притока спекулятивного капитала в Китай и другие азиатские страны.
- Тем более все четыре страны страдают от резкого роста инфляционного давления. Центробанкам приходятся действовать и повышать ставки, что замедляет рост.
- Экспортеры. От этого шока выигрывают страны с большими запасами нефти, которые могут позволить себе увеличить добычу. Например, Канада, Иран, Эквадор, Венесуэла и другие.
- Выпуск их экономик резко растет, а отношение нефтяных доходов к ВВП остается высоким на долгие годы. Это противоречит теории "голландской болезни".
- Добыча нефти в Норвегии, например, стабильно снижается, несмотря на нефтяные шоки. Для таких стран эффект от сокращения предложения нефти, скорее, негативных. Добыча нефти снижается, например, в Великобритании и Индонезии - в итоге, рост цен тормозит их экономики.
- Страны-экспортеры нефти практически не страдают от инфляции - рост цен на международных рынках компенсируется укреплением их валют.
Шок роста спроса У нефтяного шока, в основе которого лежит рост спроса, совсем другие отличительные признаки: рост цен на нефть, рост добычи нефти и рост выпуска всех экономик. Однако в этом случае нет большой разницы в эффекте на экспортеров или импортеров.
- Все страны испытывают на себе рост инфляционного давления, а в краткосрочной перспективе и ускорение роста экономики. Это не удивительно, ведь шоки объясняются изменениями в экономической активности.
- Выпуск может расти, потому что страна переживает бум, или она выигрывает от роста мировой торговли.
- Правда, потом центробанкам приходится поднимать ставки, темпы роста замедляются, а котировки фондовых рынков снижаются.