.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Жизнь
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
11 февраля 2014 года 15:16
Моногорода остались без денег, но с перспективами
0 |
РИА Новости, Алексей Даничев
Из выделенных на решение проблем моногородов в 2014 году 100 млрд руб. осталось только 50 млрд., их поделят на 20 населенных пунктов, у которых есть программы развития. Расселить власти смогут лишь единицы, остальные уплотнят и наполнят инновациями
Москва. 11 февраля. FINMARKET.RU - Основное внимание правительства в 2014 году будет уделено решению проблем моногородов, где расположены предприятия "Росатома" и металлургической отрасли. Государство хочет, чтобы процесс сокращения профильной деятельности там носил управляемый характер, заявил глава департамента ОЭЗ, проектов регионального развития и моногородов Андрей Соколов Минэкономразвития во вторник.
Андрей Соколов, директор департамента ОЭЗ, проектов регионального развития и моногородов Минэкономразвития
"В перечне моногородов 342 названия, где проживает 16 млн человек, то есть более 10% населения России. Но формировался он по предложениям региональных властей. Есть моногорода, которые в этот список не вошли, но там есть небольшие поселки и целые районы, которые не могут быть отнесены к моногородам. Мы уточняем этот список, чтобы он формировался по принципам статистики. По нашим оценкам, количество моногородов уменьшится, часть окажется за бортом. Мы считаем, что с их проблемами могут справиться региональные власти.
Кому давать
Наши критерии отнесения к моногородам, требующим федеральной поддержки:
Более 3 тыс. человек населения, где должно быть градообразующее предприятие, где занято не менее 20% экономически активного населения или несколько однопрофильных предприятий, например, шахт;
К ним не могут относиться региональные центры, поселения, где градообразующими являются предприятия нефтегазового комплекса и те регионы, где бюджетная обеспеченность существенно выше, чем в среднем по стране (Московская область не выпадает);
Все закрытые административно территориальные образования (ЗАТО), которых 42 штуки, в том числе 10 ЗАТО «Росатома». По ним мы будем проводить основную работу, в том числе и по снятию периметра охраны, по перепрофилированию, существенному сокращению деятельности градообразующих предприятий. Хотелось бы, чтобы процессы носили управляемый характер;
И по отдельным поручениям правительства, как, например, по Тольятти, хотя формально они к моногородам не относятся;
Пока программа не будет распространяться на те моногорода, где предприятия закрылись еще в 90-е годы, а население занято отходничеством, но такая проблема есть, и мы будем разбираться с ней отдельно.
Сопротивление металла
Завершается анкетирование градообразующих предприятий в моногородах, чтобы понять показатели, по которым можно определить, что предприятия переходят в критический режим работы, например, происходит падение цен на алюминий.
Мы собираемся определить, есть ли перспективы модернизации, какие меры господдержки нужны этим предприятиям, принадлежащим, как правило, крупным компаниям, например, "Базэлу", какие специальности будут высвобождены, сколько людей окажется на улице, какие новые специальности потребуются.
Наибольшие опасения вызывают города, где сосредоточены предприятия металлургического комплекса - и цветной и черной. Очень существенна разница в технологиях, местами предприятия не модернизировались с советских времен, и еще тянут на себе коммунальную инфраструктуру. Все города металлургов попадут в список моногородов.
Тот факт, что предприятия справляются с экономической ситуацией, не означает, что завтра оно не просядет. Руководители предприятий и регионов должны уже сейчас предложить проекты реструктуризации производств, создания альтернативной занятости.
На сегодня моногорода не интересны для частного инвестора, это наихудшее место для инвестиций. Наша задача создать меры госрегулирования, чтобы инвесторы увидели перспективы развития - профильные или совершенно новые, например, туризм.
На что хватит денег
Первоначально говорилось о выделении на решение проблем моногородов 100 млрд руб. из ФНБ. Но это предварительная оценка масштабов бедствия, сколько может потребоваться в ближайшие годы, и то, что правительство может раскассировать из ФНБ на эти цели. Недавно принято решение 50 млрд из них направить на развитие малого бизнеса. Проект постановления правительства для раскассировки оставшихся средств подготовлен:
30 млрд руб. будет распределяться Минэкономразвития;
10 млрд выделено Минтруду на переобучение граждан, в том числе за рубежом, на оплату переезда, аренду жилья на новом месте, компенсацию части стоимости билетов при маятниковой миграции;
5 млрд Фонду ЖКХ;
5 млрд руб. на докапитализацию Внешэкономбанка, дочерняя структура которого - "ВЭБ-Капитал" - выбрана в качестве проектного офиса для реализации поддержки моногородов.
У нас предложений несколько больше, чем на 50 млрд руб. Хотя порядка 20% средств, выделенных на моногорода в этом году не освоено. Это связано с качеством проработки проектов. Сейчас проектов, на которые я готов завизировать выделение средств, пока очень мало. В этом году в лучшем случае будет порядка 20 проектов, достойных финансирования.
Инновации в зоне бедствия
Во Владивостоке мы собираемся реализовать проект, подобный строительству нового города Иннополиса в Татарстане, задействовав ОЭЗ на острове Русском и новый проект «Соллерса», размещаемого во Владивостоке.
Мы не собираемся создавать ОЭЗ в каждом моногороде. Но нами подготовлен к внесению в правительство законопроект с поправками в закон "Об ОЭЗ", которые предусматривают возможность создавать ОЭЗ регионального уровня по решению органов власти субъектов федерации. В рамках этих зон они смогут предоставлять налоговые льготы в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом: по налогам на землю, на имущество и на прибыль.
За длинным рублем
Мы предполагаем сосредоточиться на реализации долгосрочных проектов, рассчитанных на годы, чтобы ситуация была прогнозируемой, и каждый человек нашел бы себе новое место работы, либо переучился или переехал. Как показали исследования, далеко не всегда правильно создавать в моногородах альтернативную занятость, иногда рационально проводить переселение населения городов, частичное или вплоть до полного закрытия моногородов.
Мы не собираемся делать это насильственно. Применяться будет система экономических стимулов:
Выкуп жилья у граждан, готовых переехать в другие города, чтобы у них были средства хотя бы на первый взнос по ипотеке. В том числе на это пойдут средства, выделенные Минэкономразвития в пределах 30 млрд руб.;
Создание других рабочих мест на тех же предприятиях, либо за пределами моногорода;
Компенсация инвестору до 50% капитальных расходов на строительство зданий и сооружений и закупку оборудования при создании новых производств.
Механизм закрытия населенных пунктов разработан для северных районов Сибири и Дальнего Востока. Делается это по представлению регионов. Всем, кто хочет уехать будет предложено решение жилищного вопроса и рабочее место.
Уплотнение моногородов
Для тех, кто не захочет уезжать, будет проведена работа по повышению компактности расселения, условно говоря, сселить всех в один дом, оптимизировать коммунальную инфраструктуру.
Наиболее реальный кандидат на полное закрытие - поселок Жирекен (4,6 тыс. жителей – "Финмаркет") в Забайкальском крае, где расположено одно из предприятий "Базэла". Сколько всего потребуется переселить в рамках закрытия моногородов, я сказать не готов (ранее глава Минтруда Максим Топилин говорил о 85 тыс. человек – "Финмаркет").
Меньше моногородов не стало, я не могу сказать, что какой-то моногород перестал им быть. Хотя успешные проекты есть, например, Ленинск-Кузнецкий в Кемеровской области; отчасти успешен проект Тольятти, снизить остроту проблемы там удалось созданием предприятий автосборки и автокомпонентов на территории ОЭЗ, которая создается забор в забор с "Автовазом".
Опубликовано Финмаркет
.
Материалы по теме
- Из ловушки бедности население депрессивных регионов попало в ловушку сытости
- Моногорода лишат помощи за успешное развитие
- Дороги построят за счет суверенных фондов
- "Коммерсант": "ВЭБ капитал" займется развитием моногородов
- Безработица в России выросла до 5,6%
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
.
.