.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Экономика
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
26 декабря 2013 года 09:51
Шейхам нужен НЭП, чтобы пережить сланцевую революцию
0 |
РИА Новости, Александр Вильф
Нефтяным монархиям Ближнего Востока нужна новая экономическая политика: пора вкладывать в социальные проекты и развитие частого бизнеса, пока цены на черное золото держатся на исторически высоком уровне, призывает вице-президент Национального банка Абу-Даби Амит Тьяги
Абу-Даби. 26 декабря. FINMARKET.RU - Прошедший год был крайне неспокойным для стран Ближнего Востока: гражданская война в Сирии, волнения в Египте, столкновения в Ливии. Богатые нефтедобывающие страны Персидского залива занервничали, опасаясь, что революционный пожар может перекинуться на их владения.
Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Оман и Бахрейн, которые образуют Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), в последнее время стали увеличивать социальные расходы и инвестиции в общественные проекты, отмечает вице-президент Национального банка Абу-Даби Амит Тьяги.
В своей колонке для Project Syndicate экономист пишет, что делать это нужно не только, чтобы купить спокойствие народа. Инвестиции в человеческий капитал и реформы избавят экономику стран Персидского залива от риска рецессии в периоды снижения цен на нефть и позволят оставить следующим поколениям хоть что-то в наследство. Времени осталось мало: США уже наступают на пятки нефтяным державам.
Шейхи промотали наследие отцов
Страны ССАГПЗ начали увеличивать инвестиции в общественную инфраструктуру и социальные проекты. Их общая стоимость оценивается в $2,46 трлн. - более 150% от совокупного ВВП этих стран (по сравнению с 128 % в прошлом году), пишет издание MEED.
Ничего удивительного в этом нет. Международный валютный фонд в своем последнем докладе по Ближнему Востоку осторожно намекал, что правительства стран-экспортеров нефти должны сократить долгосрочные инвестиции и увеличить расходы на социальные программы. Это особо деликатный вопрос в богатых ресурсами странах.
Политики должны стремиться к "справедливости по отношению к будущим поколениям". Они не могут просто выбирать лучшее для страны сегодня. Они должны учитывать последствия своего выбора - сколько нефти они потребляют, сколько инвестируют в "межпоколенческую справедливость", в человеческий и физический капитал, и сколько богатства сохранят для будущих поколений.
Конечно, сложно установить уровень государственных расходов, который отвечал бы идеям справедливости по отношению к будущим поколениям, так как нет никаких точных оценок запасов нефти, будущих цен на нефть или прибыли от инвестиций. Но МВФ попытался это сделать и выяснил, что в большинстве стран Персидского залива уровень расходов является слишком высоким.
Государственные расходы и рост в ненефтяном секторе сегодня зависят от колебаний нефтяных доходов. Это может поставить под угрозу экономическую стабильность и привести к циклическим бумам и спадам.
Цена барреля нефти, исходя из которой страны ССАГПЗ рассчитывают баланс ненефтяного бюджета, в настоящее время составляет около $75 за баррель, что, конечно, ниже средней стоимости Brent в этом году в $108 за баррель. Но этот показатель у большинства стран Персидского залива - в частности у Омана, Кувейта и Саудовской Аравии - вырос в последние два года.
В управлении финансами в богатых нефтяных странах традиционные показатели расходов и доходов не поддаются комплексной оценке и только маскируют структурные слабости и реальное положение дел в экономике. Более практичным подходом будет выделение нефтяной переменной из доходов, расходов и экономической деятельности.
Дефицит ненефтяновного бюджета стран ССАГПЗ составляет почти 50% ненефтяного ВВП. Хотя с 57% в 2011 году он снизился, долгосрочная тенденция говорит о его повышении: средний дефицит составил 41% в 2005-2010 гг. по сравнению с 37% в 2000-2005 гг.
Эти проблемы усугубляются ростом добычи сланцевой нефти и газа, в основном в США. По прогнозу Международного энергетического агентства, Штаты обгонят Саудовскую Аравию по добыче нефти в мире в 2015 году.
НЭП в Заливе
Что может повысить эффективность бюджетной политики стран ССАГПЗ в такой обстановке сильной неопределенности?
Решения о расходах не должны быть привязаны к ценам на нефть. Вместо того, чтобы проводить проциклическую фискальную политику, когда государство тратит больше при высоких ценах на нефть и наоборот, политики должны оценивать ненефтяные силы своей экономики и принимать решения исходя из баланса ненефтяного бюджета.
Пока действия правительства и инвестиции в развитие конкурентоспособного частного сектора имели смешанные результаты. С 2000 по 2012 год производительность ненефтяного сектора сократилась во всех странах Персидского залива за исключением Саудовской Аравии, которая пережила лишь незначительное увеличение.
Облегчение доступа к финансированию для частного сектора, укрепление правовых основ бизнеса, инвестиции в логистику - все это будет первыми шагами в долгом пути к улучшению конкурентоспособности бизнеса в странах Персидского залива.
Структуры госуправления инвестициями также должны быть усилены, чтобы обеспечить быструю и объективную оценку проектов и расставить приоритеты для возвращения инвестиций в человеческий капитал.
Хотя страны ССАГПЗ и построили за последние четыре десятилетия инфраструктуру мирового класса, они по-прежнему склонны к принимать ошибочные инвестиционные решения, особенно в периоды высоких цен на нефть. Нужно создать специальные институциональные механизмы для ликвидации этой проблемы и повышать фискальную дисциплину.
Однолетние бюджеты должны быть заменены многолетними финансовыми планами, ориентированными на повышение стабильности и эффективности государственных расходов. Кувейт и Катар уже сделали это, остальные государства Персидского залива должны последовать их примеру.
К счастью для этих стран, резюмирует Тьяги, они могут ускорить рост нефтедобычи и уже скопили значительные бюджетные резервы. Но совсем скоро неспособность решить эти финансовые проблемы может перевесить любые преимущества. Чтобы избежать такого исхода, лидеры этих государств должны действовать прямо сейчас.
Опубликовано Project Syndicate
.
Материалы по теме
- Рынок нефти распался надвое и ждет экспорта сланцевой революции
- Риски для России. Ближний Восток: войны и нестабильность без роста цен на нефть
- Deutsche Bank: Арабская весна не привела к экономическим успехам
- Война в Сирии валит азиатские рынки
- Война и жир: биржи любят американские интервенции
- Три сценария для Сирии: от ограниченной войны до полной победы терроризма
- Мировая добыча прирастает одними сланцами
- The Wall Street Journal: иранский "Газпром" при смерти
- Иранская сделка: нефть подешевеет, США проиграют
- Россия возглавит Ближний Восток вместо США
- Иран готов обрушить цены на нефть до $20 за баррель
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
.