Минэкономразвития предложило снизить страховые взносы и частично переложить их на работников. Это позволит повысить собираемость и снизит дефицит Пенсионного фонда. Пенсию нужно выплачивать исходя из того, что после выхода на нее человек живет еще в среднем 21,4 года
Москва. 4 июня. FINMARKET.RU - Правительство вновь блуждает в трех соснах пенсионной реформы. Весной оно перенесло принятие судьбоносного решения на октябрь, а новый премьер-министр Дмитрий Медведев заранее начал собирать варианты ведомств. Первый вице-премьер просил предоставить их к 28 мая. Минэкономразвития в ответ разработало реформу страховых взносов с возвратом к единому социальному налогу и переносом 2% налога с работодателя на работника.
"Сосны" все те же:
- растущий дефицит Пенсионного фонда, который требует все больше денег из бюджета и невозможность повысит социальные взносы из-за того, что после повышения их перестают платить;
- ранний выход на пенсию многих категорий "льготников" - из-за них в среднем пенсионный возраст не дотягивает до 55 лет;
- нежелание граждан участвовать в накопительной пенсионной системе.
Минздравсоцразвития (тогда оно еще было единым министерством) и Минфин представили свои предложения весной. При этом Минфин (предложение доработано и внесено заново) предложил повысить пенсионный возраст, а социальное ведомство посоветовало сосредоточиться на уменьшении числа "ранних" пенсионеров. Минэкономразвития (копия нового доклада замминистра экономразвития Андрея Клепача есть в распоряжении "Финмаркета"), представившее развернутые предложения только сейчас, считает, что прежде всего нужно реформировать страховые взносы, улучшив их собираемость.
Версия Минэкономразвития
Минэкономразвития предлагает сохранить два основных компонента действующей пенсионной системы - накопительный и распределительный (формируется за счет поступлений страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета). С помощью первого можно противостоять неблагоприятным демографическим тенденциям, второй - более устойчив в условиях роста инфляции и снижения доходности от инвестирования в краткосрочной перспективе.
Распределительный компонент нужно срочно реформировать, считает Минэкономразвития:
- В следующем году трансферт (дотация) из бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда вырастет в 1,4 раза и составит почти 1,2 трлн руб. Таким образом, бюджет будет оплачивать уже четверть всех пенсий.
- К 2030 году пенсионеров будет на 9,2 млн человек больше, а трудоспособного населения - на 10,7 млн человек меньше. В результате их соотношение ухудшится более чем в 1,5 раза - 53,8% против нынешних 37%. Обеспечивать выплату пенсий за счет бюджета будет уже невозможно.
Минэкономразвития предлагает зафиксировать в бюджете предельную сумму, которая может быть направлена на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
А саму пенсионную систему нужно модернизировать:
- Улучшить тарифную политику. Проработать возможность снижения страховых взносов с 30% до 28% - после предыдущего повышения их платят плохо, уводя зарплаты в тень. Для тех, кто платит своим работникам большие зарплаты, предусмотрена еще одна поблажка: уровень годовых зарплат, которые этими взносами облагаются, нужно зафиксировать (сейчас это 512 000 руб., ежегодно индексируется), а ставку для зарплат свыше этого порога - снизить с 10% до 5%.
При этом 3% этих взносов будут софинансироваться работодателем, а 2% - работником на "квазидобровольной основе" - работник сможет написать специальное заявление и отказаться от выплат, если он этого не сделает, ему придется платить "по умолчанию". Практика показывает, что большинство граждан заявление писать поленится.
Также можно рассмотреть вопрос о возврате к уплате единого соцналога с передачей функций администрирования налоговым органам.
- Реформировать досрочные пенсии. Нужно ввести дополнительный взнос для работодателей, чьи сотрудники работают во вредных условиях, достаточно чувствительный для того, чтобы у них был стимул эти условия улучшать и сокращать число рабочих мест со льготными условиями выхода на пенсию. Дополнительный взнос может составлять 2-3%.
- Новые требования к минимальному стажу. Он должен составлять не пять, а пятнадцать лет. Это позволит мотивировать население, работающее в неформальном секторе экономики, участвовать в системе обязательного пенсионного страхования.
- Стимулировать поздний выход на пенсию. Если работник, достигнув пенсионного возраста, решит отложить выход на пенсию, каждый лишний год страхового стажа будет увеличивать его пенсию на определенную сумму, рассчитанную с учетом роста инфляции и заработной платы в экономике (точных сумм министерство не приводит).
- Увеличить ожидаемый период выплаты пенсии до 21,4 года. Эта цифра соответствует ожидаемому числу лет, которые россиянин должен прожить после выхода на пенсию и используется для расчета размера страховой части пенсии.
Версия Минздравсоцразвития
Министерство предлагает сформировать для россиян трехступенчатую пенсионную систему,состоящую из:
- трудовой (страховой) пенсии - государственная система, наполняющаяся за счет страховых взносов;
- корпоративной (профессиональной) пенсии - составляется для отдельных организаций или отраслей за счет дополнительных платежей от самих работников и работодателей на основании коллективного договора или тарифного соглашения с участием профсоюзов.
- частной (накопительной) - добровольные выплаты граждан в негосударственные пенсионные фонды. Чтобы стимулировать развитие личных накоплений, государство должно реализовывать программы софинансирования (при участии бюджета) и вводить налоговые льготы.
Все вместе, по замыслу бывшего министерства, должны обеспечить работнику, делавшему отчисления в течение не менее 30 лет, пенсию с "коэффициентом замещения" на уровне 70-80% его заработка до пенсии.
Увеличение пенсионного возраста в течение ближайших 10 лет невозможно "по демографическим причинам" - люди пока еще живут слишком мало. Отучить людей от ранних пенсий можно не через увеличение пенсионного возраста, а через более жесткие требования к стажу для получения полной пенсии. Максимальная пенсия будет выплачиваться при наличии стажа в 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин.
Новая пенсионная формула, по версии Минздравсоцразвития, должна вместо принципа "банковского счета" (сколько денег на счету, такой и будет пенсия) основываться на "индивидуальном коэффициенте пенсионера". Для его расчета нужно соотнести имеющийся у человека стаж с нормативом (40-45 лет), а также его средний заработок за всю жизнь со средней зарплатой за тот же период во всей стране.
Версия Минфина
Вслед за авторами "Стратегии-2020"
министерство предлагает постепенно повышать пенсионный возраст для мужчин и женщин, пока он не достигнет 63 лет. Из-за демографической ситуации, уверены в Минфине, без повышения пенсионного возраста никак не обойтись.
Если человек, достигнув 63 лет, имеет стаж меньше 15 лет, то ему для получения пенсии придется отработать несколько лишних лет - возраст выхода на пенсию для него сдвигается. Если стаж окажется больше, то пенсия будет повышена. "Полная" пенсия будет назначена тем, кто отработал 30 лет. Для расчета выплат в зависимости от стажа, Минфин предлагает ввести специальные коэффициенты.
Для того, чтобы те, кто хочет работать и после достижения 63, не опустошали Пенсионный фонд, получая при этом зарплату, Минфин предлагает лишить их выплат даже базовой части пенсий. Если этот вариант покажется слишком радикальным, можно рассмотреть сокращение выплат, если заработок и прочие доходы пенсионера превышают установленную сумму. Эту схему допускает Международная организация труда.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.