- Отчасти это связано с сезонным снижением собираемости налогов - она снижается на 20%. В январской статистике учитываются поступления от налогов за прошлый год, поэтому провал, характерный для начала года, проще заметить в феврале.
- Кроме того, в феврале в бюджет не поступали деньги от ЦБ, а также проценты от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В январе бюджет с их помощью пополнился на 56,3 млрд руб. Деньги из фондов были размещены и обращались, так что, видимо, произошел кассовый разрыв и эти деньги поступят в марте.
- России пришлось вернуть другим членам Таможенного союза почти на 41% больше таможенных сборов, чем в январе.
- Вызывает удивление снижение нефтегазовых доходов бюджета, ведь цены на сырье в первые два месяца росли. Это связано с падением физических объемов экспорта. Во-первых, снижается спрос со стороны главного российского торгового партнера - Европы, оказавшейся в кризисе. Однако здесь есть и эффект от слишком холодной зимы в России. Значительная часть энергоресурсов пошла на внутреннее потребление в феврале. Европейцы даже жаловались на то, что они недополучают газ.
Расходы в январе-феврале составили 2,1 трлн руб, то есть 16,7% от всего бюджета или 1/6 всех расходов - никакой "предвыборной аномалии". Конечно в структуре расходов можно усмотреть влияние выборов: так, самой крупной статьей расходов стала национальная оборона, что связано с ростом окладов военнослужащих. "Государство предпочло выплатить военным намного больше денег, чтобы было спокойно", - предполагает Девятов. Другой непропорционально большой статьей расходов в начале года было здравоохранение. Рост расходов в начале года означает, что уже к сентябрю деньги на сложную медицинскую помощь (именно она оплачивается из федерального бюджета) могут закончиться. Это может привести к очередям на операции и несвоевременному предоставлению помощи, поясняет Девятов. Правительство, однако, постарается увеличить бюджет на здравоохранение. Массовых расходов на социальную сферу, как предполагали многие эксперты, не было. Не было и больших трат, связанных непосредственно с выборами. В "Уралсибе" пока прогнозируют дефицит бюджета в этом году на уровне 1,6% ВВП при средней цене нефти в $98,5 за баррель. Это консервативный прогноз: есть все шансы на то, что бюджет окажется бездефицитным и в этом году, уверен Девятов. Евгений Гавриленков из "Тройки Диалог" не видит опасности в росте дефицита - в своем отчете он назвал его "маленьким". По его мнению, дефицит "технический" - это попытка сбалансировать траты бюджета, чтобы избежать традиционного роста расходов в третьем-четвертом квартале. Именно так описывал "Ведомостям" ситуацию и глава Федерального казначейства Роман Артюхин . Гавриленков также считает, что при нынешних ценах на нефть бюджет по итогам года может оказаться профицитным. Предвыборные обещания Владимира Путина, которые экономисты "Сбербанка" оценили в 5 трлн руб до 2018 года, пока на бюджет не влияют, но могут угрожать финансовой стабильности в будущем. "Естественно, что обещания Путина будут отражены в новом бюджете, над котором уже началась работа, но на все обещания Путина денег не хватит", - уверен Девятов. По его мнению, правительство сделает приоритетом два направления: 1. Макроэкономическая стабильность: государство не будет печать денег, чтобы финансировать возросшие расходы. Для финансиования дефицита Минфин будет занимать на внутреннем рынке. 2. Социальные расходы: они вырастут, как и обещал Путин, на 1,5% ВВП в год. На остальные обещания просто не хватит денег, считает эксперт.