Новая пенсионная формула, предлагаемая в рамках очередной пенсионной реформы, недоступна для понимания и индивидуальной проверки. При этом коэффициент замещения пенсией заработной платы после реформы может снизиться в полтора раза, считают в Институте экономики РАН
30 декабря. ИНТЕРФАКС - С 1 января 2015 года в силу вступят законы, касающихся формирования накопительных пенсий, инвестирования накоплений, их сохранности и порядка выплат. Также со следующего года вступит в силу новая пенсионная формула для страховой пенсии. Накопительная продолжит формироваться тоже с 2015 года, но уже в новых условиях.
Но критика пенсионной реформы не утихает. Ученые РАН считают новую пенсионную формулу недоступной для понимания и ожидают снижения жизненного уровня пенсионеров.
Главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына в докладе "Так ли хороша новая пенсионная формула" (выдержки из него опубликованы ВШЭ) выделяет четыре основные проблемы, требующие оперативного решения. По ее мнению, эти проблемы можно было бы решить адресно, однако был выбран путь радикальных изменений системы в целом.
Четыре адресных решения
- Досрочные профессиональные пенсии. Цена вопроса – более 1 трлн рублей дополнительных отчислений, которые не хотели платить собственники предприятий.
Решение этого не требует общей перестройки сложившихся принципов и элементов системы. Достаточно ввести дополнительный тариф, стимулировать модернизацию предприятий, заняться вопросом повышения охраны здоровья.
- Неэффективность накопительной составляющей. Это самостоятельный вопрос, не влекущий за собой полный отказ от действующих правил и норм страхования старости.
- Демографическая опасность ухудшения соотношения числа работников и пенсионеров. Эта проблема, которая не может быть решена на основе новой пенсионной модели. Можно расширить поддержку рождаемости: увеличить льготы на третьего и четвертого ребенка и т.п.
- Регулирование величины налоговой нагрузки особых участников экономических отношений (малый бизнес и т.п.).
"Льготы им сохранили, а правильнее было бы их отменить и стимулировать малый бизнес путем дотаций, снижения аренды", – считает экономист.
Резали по-живому
Автор доклада также утверждает, что новая
реформа проводится не в пользу нынешних работников, но и не в пользу пенсионеров. Свои выводы Людмила Ржаницына подкрепляет критикой новой формулы исчисления пенсии.
- Так, коэффициент замещения пенсией заработной платы, которым определяется уровень жизни пенсионера, снизится после реформы с 35% до 19%, тогда как Министерство труда и соцзащиты РФ считает, что новая формула "обеспечит приемлемый уровень пенсий".
- Рядовой работник из 28 предлагаемых новой формулой расчета пенсии показателей реально может проверить только один - свой заработок.
- В проигрыше останется молодежь из-за увеличения стажа для выхода на пенсию, снизится пенсия у наименее оплачиваемых сотрудников, будет ограничена индексация у работающих пенсионеров.
- Размер балла нельзя посчитать без величины трансферта из бюджета, а размер трансферта – без размера пенсии, ее – без коэффициентов, и так по кругу.
Что делать
Есть масса способов укрепить доходы Пенсионного фонда без крайне нерациональной ломки всей пенсионной системы, считает Ржаницына.
- Во-первых, финансовую нагрузку можно разделить между двумя участниками страхования, подняв на соответствующую долю тарифа оплату труда работника. В этом варианте необходимо будет ввести вместо государственной особую форму собственности на страховые средства, частно-общественную. На основе этой собственности необходимо усилить роль участников страхования в управлении пенсионной системой.
- Важно поднять прожиточный минимум пенсионера, он сейчас необъективен по минимальным потребностям (лекарства, проезд, связь), а также ввести новый взнос по страхованию ухода в старости из личных заработков и предпринимательских доходов.
- Отделение пенсионной системы наемных работников от пенсионной системы групп, занятых в иных формах трудовых отношений (самозанятые, адвокаты, свободные профессии на гонорарах, лица на договорах подряда и т.п.), позволит создать для них особые пенсионные гарантии. Кроме того, нужно изъять виды социальной помощи из страховой пенсионной системы и шире применять алиментные отношения для пожилых, не получающих от своих успешных взрослых детей материальной поддержки.
- Отменить всеобщее пенсионное обеспечение: для трудоспособных, кто не платил взносы, использовать не социальную пенсию, а социальное пособие по бедности, если в пожилом возрасте бедность выявится при проверке доходов, имущественного и семейного положения.
Подкрутить бы гайки
Власти же считают, что пенсионная реформа получилась более справедливой, более стимулирующей, но излишне либеральной, хотя в условиях бюджетных ограничений на фоне стагнации в экономике должна быть более жесткой.
"Пенсионную реформу можно было бы пожестче подкрутить", - сказал министр финансов Антон Силуанов, выступая на конференции Высшей школы экономики в Москве.
По мнению министра, "более жесткая" пенсионная реформа позволила бы высвободить бюджетные ресурсы, которые можно было бы направить на другие вопросы. Более того, отметил он, реформа пенсионной системы должна выводить ее на принципы самодостаточности.
"Именно такой принцип должен закладываться при принятии решения по пенсионной реформе. К сожалению, у нас до сих пор более 1 трлн рублей дотация на сбалансированность пенсионной системы. Это средства, которые идут на предоставленные льготы, преференции. Нам нужно стремиться выводить Пенсионный фонд на принципы самодостаточности", - сказал А.Силуанов.
Причем министр уверен, что достичь этого без повышения пенсионного возраста нельзя.
"Мы приняли решение о пенсионном возрасте (он не был изменен), но нам от этого не уйти, не уйти нам от этого. Мы сейчас присоединили два новых субъекта, а там, в Крыму и Севастополе, женщины уходят в 60 лет на пенсию. Мы без дополнительных мер по стимулированию большего стажа, без принятия решения о пенсионном возрасте не пройдем с таким уровнем пенсионной системы. Не выйдем на принципы самодостаточности пенсионной системы", - подчеркнул министр.
Кроме того министр подчеркнул, что "тем не менее, пенсионная система у нас не сбалансирована". По его словам, больше 1 трлн рублей тратится на то, чтобы обеспечить баланс пенсионной системы. "Поэтому вопрос ее настройки, вопрос балансировки - это отдельная часть бюджетного пирога государства, и она должна быть, конечно, по-прежнему в курсе внимания", - заявил министр финансов.
Между тем Россию поставили на 14-е место из 50 стран в обновленном Индексе устойчивости пенсионных систем (PSI) компании Allianz. По сравнению с 2011 годом, когда была опубликована предыдущая версия PSI, мы поднялись на 4 позиции.
"Высокое положение России в рейтинге вместе с тем не говорит об уровне пенсионного обеспечения. Основная идея индекса в оценке системы как таковой, ее уровне устойчивости в стареющем обществе в долгосрочной перспективе", - отметил директор департамента по работе с институциональными инвесторами Allianz Investments Сергея Лукин.
.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.