Сбор данных для измерения инфляции традиционно осуществляли по заданию Росстата тысячи людей, которые тщательно записывали магазинные ценники в специальный журнал. Что именно они туда записывали — и сам Росстат не знает. Какие именно телевизоры отбирались, сопоставимые ли модели были вписаны в эти специальные журналы разными сотрудниками — никто не знает. В любом случае, официальная статистика собирает лишь ценники — что не страшно в случае с картошкой, например, но очень плохо в случае с электроникой.
.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
25 сентября 2013 года 18:12
Индекс интернет-инфляции от "Финмаркета": точнее, чем у Росстата
0 |
Финмаркет
В России появился индекс цен на товары, продаваемые в интернете. Яндекс.Маркет свел данные по 13 000 интернет-магазинам, ВШЭ разработало методологию, а "Финмаркет" создал сервис, с помощью которого с индексом интернет-инфляции может ознакомиться любой желающий. В индексе пока учитывается лишь электроника, но скоро он охватит и другие категории товаров, в том числе продукты
Официальная российская статистика регулярно сообщает нам о росте цен. Что стоит за этими цифрами, мы обычно понятия не имеем. Заглянув в данные Росстата, можно узнать, что группа товаров «Электроприборы и другая бытовая техника» подорожала за год на 1,9%. Или что «телевизор цветного изображения» стоит 14867 рублей 57 копеек за штуку. Все эти данные настолько абстрактны, что хочется какой-то альтернативы - более близкой к реальности, более понятной и практичной.
Поэтому мы совместно с компанией «Яндекс» и институтом «Центр развития» Высшей школы экономики создали такую альтернативу - пока в узком товарном сегменте, но это только начало.
Яндекс.Маркет - уникальный сервис, который аккумулирует данные по примерно 13 тысячам онлайн-магазинов. Его месячная аудитория составляет более 14 миллионов пользователей. Все эти люди (а это 10% населения России) сообщают сервису о своих потребительских предпочтениях. А тысячи магазинов предоставляют данные о сотнях тысяч товаров. Это грандиозный объем информации — настолько точной и оперативной, что никакому Росстату такое и не снилось.
Естественно, данные Яндекс.Маркета особенно хороши для товаров, популярных в интернете - таких как мобильные телефоны, ноутбуки, стиральные машины и прочая бытовая техника и электроника. С продуктами дело обстоит сложнее.
Поэтому мы начали работу с небольшого количества категорий товаров, которые, однако, являются особо популярными в онлайн-магазинах.
Сейчас таких категорий в нашем индексе 10, по ним мы рассчитываем сводный индекс, который не претендует пока на то, чтобы быть всеобъемлющим, но тренд цен и популярности рассматриваемых товаров показывает очень хорошо.
Методологию, по которой мы считаем индекс цен, разработал «Центр развития» ВШЭ специально для нашего проекта. Это была большая работа, которая перетекла в не менее сложную и масштабную задачу, которую решали уже специалисты «Яндека» - автоматизировать подсчеты. В результате наш индекс является автоматизированным.
Нами аккумулируются реальные цены — те, по которым происходят покупки. Благодаря Яндекс.Маркету можно отслеживать множество отдельных моделей — и следить, как меняются цены именно на них, а не на абстрактный "телевизор цветного изображения". И, что не менее важно, мы точно знаем, насколько популярна та или иная модель, а значит, насколько велик должен быть ее вес в общем индексе.
Мы уверены, что в тех категориях товаров, для которых наш индекс рассчитан, он лучше отражает реальность, чем цифры Росстата. Прямо наши и их результаты сравнивать нельзя, по крайней мере в целом - слишком разные методологии. В частностях проще. "Наши" категории в статистике Росстата разбросаны по 4 большим группам товаров, но мы все же можем их сравнить.
Как можно видеть, часто наши данные по ценам «растут» тогда же, когда и росстатовские.
Статистическое ведомство лишь недавно «утрясло» свою методологию по электронике. До недавнего времени это была самая сложная, пожалуй, для Росстата тема: скачки цен у него оказывались очень большими, плохо коррелировали с обменным курсом (что нонсенс для товаров, поставляемых преимущественно из-за границы).
Специалисты Росстата долго бились за то, чтобы их показатели по электронике и бытовой технике не совершали необъяснимых скачков. Нам это удалось с самого начала, и сейчас мы можем констатировать, что по отдельным товарам наши показатели скорее корректируют данные Росстата, чем противоречат им.
Наш индекс может пригодиться предпринимателям, которые, сопоставляя популярность и цены товаров, могут сделать вывод о том на какие из них сделать ставку. Он не только любопытен, но и полезен и для простых покупателей. Мы собираем и планируем в еще большем объеме собирать данные о популярности и цене товаров. Вычленяя из этих данных самое интересное, мы составляем рейтинги и подмечаем тенденции — какие товары дорожают и приобретают популярность на волне моды, а какие дешевеют перед появлением более новой модели. Мы стараемся подавать это в гораздо более удобной форме, чем официальные ведомства.
Уже в ближайшее время количество категорий в нашем индексе увеличится более чем на порядок. Правда, и тогда он не будет в полном смысле слова показателем инфляции в России. Мы не ставим цели заменить собой Росстат - мы лишь более удобная и точная альтернатива в одном сегменте. Но бурное развитие интернет-торговли будет автоматически означать все большую значимость, масштабность и универсальность наших данных.
Опубликовано Финмаркет
.
Материалы по теме
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.