.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
19 сентября 2013 года 16:03
Новости правят миром
0 |
РИА Новости, Игорь Руссак
Пол Бодри и Фрэнк Порти разработали оригинальную теорию "спекулятивных бизнес-циклов", движущей силой которых являются новости сами по себе. Рецессии и спады в такой модели - мыслительные процессы игроков рынка, которые снова и снова переоценивают свои ожидания будущего
Ванкувер. 19 сентября. FINMARKET.RU - Новости и деньги уже триста лет идут рука об руку: в 1815 году банкир Натан Ротшильд первым узнал о поражении Наполеона при Ватерлоо, обвалил акции своего банка, а потом скупил их по бросовой цене. Но возможно между новостями и рынками есть и более глубокая связь, предположили экономисты Пол Бодри из Университета Британской Колумбии и Фрэнк Порти из Университета Тулузы. И разработали теорию спекулятивных бизнес-циклов.
В основе спеклятивного бизнес-цикла лежат новости. На их основе агенты формируют свое представление о спросе на продукцию в будущем.
Если агент правильно определил потребности в будущем, то он может получить серьезно выгоду: он опередил рынки, сделал правильные инвестиции и произвел товары, на которые только что появился спрос.
Если несколько агентов получили аналогичные новости и повели себя таким образом, то в экономике начнется бум.
Такое поведение основано на спекуляции, а не на факте, в его основе может лежать ошибка. В таком случае спрос на нужный товар так и не начнет расти, а в экономике появятся избыточные инвестиции.
Хороший пример - спекулятивный цикл на рынке космической связи. В начале 1980-х годов все ожидали роста спроса на дальнюю телефонию, телеконференции и другие виды спутниковой связи. Компании начали массово строить и запускать телекоммуникационные спутники. Но спрос так и не материализовался, а к 1999 году лишь 53% мощностей спутников было использовано.
В 2000-е годы история повторилась. В 1990-е годы разразился бум "доткомов": компании ожидали, что серьезно вырастет спрос на передачу данных. В 1998 году былj запущено 150 спутников – это на 300% больше, чем в 1993 году. Но в 2000-е годы сдулся пузырь на рынке интернет-компаний, спрос так и не вырос. В 2001 году был запущен 71 спутник, а в 2003 году – 69 спутников.
Все зависит от новостей
Агенты постоянно получают информацию, которая касается будущего развития их сектора экономики. Подобные новости могут быть как правдивыми, так и ложными.
Новости влияют на решения экономических агентов об инвестициях, расширении бизнеса или создании новых товаров.
Сами новости могут быть совершенно разными: сообщения о будущих изменениях в регулировании, информация о демографических тенденциях, ценах на нефть или технологических открытиях.
Экономисты в своей модели сконцентрировались на изучении влияния новостей, связанных с изменениями в технологиях. И поняли, что бум зависит не от технологического прорыва, а от новостей и спекуляций на его тему.
Если агенты получили новости о том, что в каком-то секторе экономики произойдут важные технологические изменения, то они могут захотеть инвестировать в этот сектор или в смежные сектора, которые также окажутся в выигрыше.
В ответ на новость о будущих технологических изменениях фирмы резко расширяют свой штат. Если новость оказывается правдой, то занятость продолжает расти. Если новость оказалась ложью, то фирмы начинают увольнять.
Примерно такая же реакция у фондового рынка: в ответ на шок, который в будущем улучшит производительность труда, цены на акции сразу же начинают расти, причем это происходит быстрее, чем растет занятость. Если новости оказываются информационным шумом, то за бумом роста цен следует падение. Фондовые рынок – это лучший индикатор реакции рынков на информационный шум.
Потребление в отличие от бирж не сразу реагирует на новости. Сначала фирмам надо нанять персонал и начать делать капитальные вложения.
Новости управляют бизнес-циклами
Экономисты проанализировали статистику по экономике США за 1947-2012 годы и выявили несколько зависимостей.
Шок инноваций начинает влиять на производительность экономики с лагом в 10 кварталов. Однако его влияние ощущается в долгосрочной перспективе.
Такой же шок отражается на фондовом рынке лишь однажды и влияет на него в краткосрочной перспективе. Таким образом, любой шок сначала отражается на ценах акций и только потом на производительности.
И рынки, и производительность труда примерно одинаково реагируют и на шок спроса, и на шок предложения.
В основе делового цикла лежат новости: сначала они влияют на цикл, а затем меняется производительность труда.
Различные макропеременные по-разному реагируют на новостные шоки. Однако и потребление, и инвестиции, и ВВП показывают изначально быстрый рост, затем наблюдается спад. Новостной шок объясняет порядка 60-80% изменения этих показателей в течение 4-16 кварталов.
При этом за тот же период новостной шок объясняет лишь 3% колебаний производительности экономики.
Благодаря новостному шоку растет и потребительская уверенность – это продолжается в течение двух кварталов после шока. Однако связано это больше с ростом расходов, а не с реальными улучшениями на рынке труда.
Чем больше инвестиции и часы работы, тем ближе кризис
В основе бумов и бизнес-циклов лежат ожидания. Рост спроса на инвестиции связан с тем, что агенты ожидают позитивных изменений. Однако рост инвестиций приводит к тому, что эти изменения происходят быстрее.
Рецессии, таким образом, становятся следствием слишком высоких ожиданий агентов и следуют после периода оптимизма.
В период после окончания Второй мировой войны почти каждой рецессии в США предшествовал период, когда инвестиции росли быстрее производительности экономики. Единственные исключения – рецессии 1973 и 1980-х годов, в основе этих рецессий лежал фактор роста цен на продукты и энергетику. Таким образом, опережающий рост инвестиций может служить индикаторов грядущего спада.
Теорию бизнес-циклов, в основе которых лежат новости, также подтверждает и динамика соотношения инвестиций в основной капитала к производительности и количеству отработанных часов – на пике оба показатели достаточно высоки.
Одним из самых лучших сигналов о наступлении кризиса являются цены на акции – их динамика отражает инвестиции компаний и ожидания рынков.
Новости и спады как мыслительные операции
Новости стимулируют рост сильнее реальных изменений в технологиях: бизнес начинает инвестировать раньше, а потребители – покупать.
Новости влияют на бизнес-циклы через два основных канала – потребление и инвестиции. Это значит, что они подстегивают рост экономики еще до появления принципиально новой технологии.
В таком контексте рецессии и другие колебания делового цикла становятся лишь мыслительными операциями экономических агентов по переоценке собственных ожиданий .
Опубликовано Финмаркет
.
Материалы по теме
- 2600 лет финансовых инноваций: от первых монет до "Базеля III"
- Опрос Associated Press: мировая экономика не сможет достичь устойчивых темпов роста в этом году
- "Американские горки" губят русский бизнес
- Вечеринка продолжается: ФРС не свернула программу QE
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.