- Изменить перевес сил на политической арене могут поправки в законодательство о выборах. Немецкая избирательная система называется "персонализированной пропорциональной": все 598 депутатов Бундестага избираются на пропорциональной основе по партийным спискам, но личный состав половины из них определяют сами избиратели.
- Для этого каждый избиратель на выборах отдает два голоса: "второй" (Zweitstimme) за партийный список и "первый" (Erststimme) за депутата в своем одномандатном округе.
- Может получиться так, что партия получит больше "прямых" мандатов, чем ей положено по пропорциональному распределению. В таких случаях партии позволяют сохранить все выигранные кресла - "дополнительные" мандаты (?berhangmandate).
- Выборы 2013 года будут отличаться от предыдущих. С сентября 2012 года правительство и оппозиция договорились ввести "компенсационные" мандаты (Ausgleichsmandaten), чтобы уравновесить "дополнительные".
- Ключевым фактором на этих выборах будет количество "вторых" голосов - за партийные списки, а не за конкретных депутатов.
- Количество их голосов оставалось на уровне 50% с 1953 по 1990 годы, а к 1998 году снизилось до 41%. Позже к 2002 году оно восстановилось до 45-46% и до 48,4% в 2009 году.
- Последние опросы свидетельствуют о том, что 7-9% голосов может быть отдано за те партии, которые могут не преодолеть барьер и не быть представленными в парламенте.
- Это означает, что 45,5 - 46,5% голосов может на этот раз хватить для того, чтобы получить большинство в парламенте.
- Очевидно, что всё идет к многопартийной системе с пятью или шестью основными партиями. Если считать "Христианско-демократический союз Германии" и "Христианско-социальный союз" как отдельные партии, то их будет уже шесть.
- Кроме них в выборах будут участвовать и две небольшие новые партии: "Партия пиратов Германии" и "Альтернатива для Германии".
- Такого многообразия не наблюдалось давно: до 1982 года в Германии было только три партии, к 1998 году четвертой стали "Зеленые", в 1998 году также появилась "Левая партия".
- Если "Альтернатива для Германии" войдет в парламент, то вероятно, заберет часть избирателей у правоцентристской коалиции ХДС/ХСС при голосовании по партийным спискам. Из-за этого правоцентристы могут не получить большинство.
- Если по результатам выборов правоцентристская коалиция получит меньше мандатов, чем сейчас, то варианты формирования нового правительства резко сузятся - ХДС/ХСС придется пойти на союз с социал-демократами или "зелеными".
Эксперимент или затишье Если нынешняя коалиция не сможет получить большинство мест в парламенте, то создание нового правительства будет далеко не простым делом. В целом существуют лишь две основные политические схемы, как правительство Германии может работать после выборов - создать коалицию ХДС/ХСС с "Зелеными" или ХДС/ХСС с "Социал-демократической партией", которая потерпела поражение на прошлых выборах. 1. Союз с "СДПГ": без резких движений
- Германия должна оставаться экономически сильной, чтобы и дальше служить якорем еврозоны.
- Для этого требуется больше государственных инвестиций и некоторые дополнительные целевые трансфертные платежи из бюджета.
- Коалиция будет стремиться к сбалансированному бюджету и сконцентрируется на создании новой финансовой структуры на федеральном уровне, которая должна быть представлена в 2020 году.
- Политический климат для глубоких реформ в системе социального обеспечения, на рынке труда и образования еще не создан. Этот вопрос встанет только к следующим выборам.
- Стороны вряд ли смогут договориться о новых налогах и могут допустить ошибки на рынке труда .
- Союз ХДС/ХСС и "СДПГ" вернет в кабинет бывалых политиков. Решение по-настоящему спорных вопросов будет отложено.
- Реальные политические альтернативы появляться только в 2017 году. "СДПГ" еще раз попытается доказать, что она готова управлять и выдвинет нового кандидата в канцлеры.
- ХДС достигнет своей целей, но с большим количеством компромиссов.
- Другая возможная коалиция - в Бундесрате, где "СДПГ" получат 30 голосов из 69, а ХДС - еще 18 голосов. Сейчас ХДС и "СДПГ" вместе имеют 21 голос в Бундесрате. Если никаких изменений в консервативных правительствах Баварии и Тюрингии не произойдет, то расклад сил таким и останется.
- Важным недостатком такого сценарийяэкономисты называют недостаточное политическое различие этих главных партий, и потенциально следующие выборы для "СДПГ" будут не слишком удачными, учитывая большую известность канцлера Ангелы Меркель, которая возглавляет ХДС.
- Этот сценарий возможен хотя бы потому, что все политически простые решения сейчас не работают, поэтому нужно попробовать что-то новое.
- Допустим ХДС/ХСС и "Зеленые" согласны преодолеть разрыв между их лагерями и позволят провести некую экологизацию экономики в рамках жестких ограничений бюджета, отказа от новых налогов и существенного регулирования или дерегулирования экономики в целом.
- По европейским вопросам "Зеленые" попытаются двигаться в направлении реформы федерализма, но принимать решения наверняка будут консерваторы.
- Реальная трудность заключается в том, что "Зеленые" в своей партийной программе предлагает отличные от мнения ХДС/ХСС решения. И участие их в этом союзе будет выглядеть странным.
- Если эта коалиция не начнет сразу хорошо работать, то эксперимент может быть прекращен по желанию сторон еще на ранних стадиях.
- Тем не менее по важным вопросам "Зеленым" надо искать с социал-демократами консенсус, хотя бы для достижения большинства в Бундесрате.
- Каким образом такая двублочная система будет работать, невозможно предсказать. Она могла бы быть удобной в узко ограниченных случаях - денежная политика, энергетика или увеличение инвестиций в образование и транспорт.
- Но у нее будет серьезный недостаток - недостаточная прозрачность и политическая ответственность из-за ее многослойности.