Лондон. 13 августа. FINMARKET.RU - Полевой командир Ахмед Закаев, предприниматель Евгений Чичваркин, банкир Андрей Бородин - эти российские граждане, подозреваемые на родине в преступлениях, пока не экстрадированы в Россию. Не удалось вернуть бизнесмена Виктора Бута и пилота Дмитрия Ярошенко, чтобы они отбывали наказание на родине.
Но никакого антироссийского заговора здесь нет. Все международная система выдачи преступников похожа на кусок швейцарского сыра - она состоит из дыр и небольшого количества международных соглашений о выдаче. Вчера эта система работала против России, сегодня - в ситуации с бежавшим подрядчиком АНБ США Эдвардом Сноуденом - работает против США. Договоров о выдаче нет между многими странами, что позволяет подозреваемым в различных преступлениях иностранцам годами жить заграницей. Но даже между странами, имеющими соглашения о выдаче преступников, не всегда удается наладить нормальное взаимодействие.
- Исследование секретариата Организации Объединенных Наций показало, что сегодня в мире существует примерно 60 многосторонних договоров о выдаче и международном уголовном преследовании преступников.
- Они касаются таких преступлений как террористические акты, пытки, похищения людей, коррупция и создание банд. Но эти договоры не покрывают такое важное преступление, как геноцид.
- Именно поэтому африканская республика Чад уже 15 лет не может осудить "африканского Пиночета" Хиссена Хабре. В конце 80-х годов прошлого века после победы в гражданской войне Хабре стал президентом Чада. Спустя несколько лет он был свергнут и бежал из страны. В 2005 году суд в Бельгии признал Хабре виновным в нарушении прав человека и выдал международный ордер на арест. Экс-президент, находившийся в этот момент в Сенегале, тут же был арестован.
- Но вот выдавать его Чаду или Бельгии местные власти не спешили. Они заявили, что неправомочны принимать такое решение. Эпопея с Хабре длится до сих пор - суд Сенегала то выпускает, то снова сажает "африканского Пиночета".
Исследовательский центр Chatham House, занимающийся международными отношениями, предлагает простой способ создания механизмов выдачи международных преступников. Нужно принять международный акт, обязывающий все страны выдавать беглецов.
- Если межгосударственная организация, например ООН, примет специальную конвенцию по выдаче преступников, то она станет нормой международного права, и любой международный суд будет принимать ее во внимание. Даже если страна не ратифицирует конвенцию, ее руководители будут знать, что невыдача преступников осуждается.
- Эксперты Chatham House отмечают, что страны, имеющие тесные экономические отношения, склонны чутко реагировать на запросы важных экономических партнеров о выдаче им преступников. Если у одной из стран, ратифицировавших документ о повсеместной экстрадиции, большой товарооборот со страной, не ратифицировавшей документ, то она сможет заставить партнера его выполнять.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.