- "Потерянное десятилетие". Этот сценарий реализовался в экономике стран Латинской Америки. В 1982 году на континенте начался кризис, лишь через девять лет страны смогли восстановить докризисные темпы роста.
- "Птица Феникс". По этому сценарию развивался кризис в Азии в 1990-е годы. В 1998 году в этих странах началась рецессия, но уже в 1999 году экономики начали бурное восстановление. Экспорт быстро вырос, а задолженность сократилась.
Азиатское чудо в Европе не повторится Во время латиноамериканского кризиса 1980-х годов в наибольшей степени пострадали Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика и Уругвай. Эпицентр азиатского кризиса пришелся на Филиппины, Южную Корею, Индонезию и Таиланд. От европейского кризиса пострадали, в первую очередь, Греция, Ирландия и Португалия. Именно эти страны проанализировали экономисты.
- Европа не может избавиться от бюджетных дисбалансов. Европейцы для лечения кризиса применили одно из самых противоречивых лекарств - программы жесткой экономии.
- Даже для кризисных стран Европы характерна различная динамика бюджетных дисбалансов. Бюджет Греции был дефицитен, начиная с 2006 года, а бюджеты Ирландии и Испании имели профицит вплоть до 2007 года - высокие дефициты бюджетов этих стран стали результатом кризиса, а не его причиной.
- У стран Азии и Латинской Америки также были проблемы с дефицитами бюджета, но не столь серьезные. В Азии эти проблемы были достаточно быстро разрешены, в Латинской Америки на их решение ушло значительно больше времени.
- Европейцы провели беспрецедентную консолидацию бюджетных расходов. Приверженность европейцев программам жесткой экономии связана с тем, что долговые проблемы Европы росли куда быстрее, чем в Латинской Америке и Азии. Даже сегодня, несмотря на сокращение госрасходов и повышение налогов, дефициты в ряде стран все равно растут.
- Европейские компании не хотят инвестировать. Каждый кризис сопровождался обвалом частных инвестиций. Самый серьезный случился в Азии: доля инвестиций в ВВП упала с 35 до 20%. Но уже через два года этот показатель вновь начал расти, это оживило экономику.
- В Латинской Америке через три года инвестиции вновь начали расти.
- В Европе рост после глубокого падения так и не восстановился.
- Последствия кредитного бума в Европе не разрешены. Каждому кризису предшествовал кредитный бум. В Азии и Латинской Америке кредитование частного сектора вскоре после начала кризиса начало сокращаться: проблемные долги списывались, банки закрывались, началась волна слияний.
- В Европе проблемные банки искусственно поддерживаются на плаву, разрешение долгового кризиса затягивается.
- Товары европейских стран никому не нужны. Азию и Латинскую Америку из кризиса вытащил бурный рост экспорта, который помог компенсировать падение внутреннего спроса. Экспорт Ирландии и Португалии сейчас растет, чего не скажешь о Греции.
- Азии помогла внешняя конъюнктура: во время азиатского кризиса на рынке США надувался пузырь доткомов, а значит, импорт из азиатских стран рос. Европе с конъюнктурой повезло меньше.
Валютный союз мешает Европе стать второй Азией или Латинской Америкой
- В Европе невозможна девальвация.Ключевое отличие даже не в темпах роста экспорта, а в качестве валюты: валюты стран Азии и Латинской Америки из-за кризиса резко подешевели. Европе вместе этого пришлось идти на болезненную внутреннюю девальвацию.
- Европа не становится более конкурентоспособной. В ряде стране конкурентоспособность повысилась, но это временное явление: просто часть неэффективных сотрудников лишилась работы; когда экономика начнет восстанавливаться и появятся новые рабочие места, удельные трудовые издержки вновь начнут расти.
- Благодаря помощи другим странам европейские должники могли позволить себе не сокращать дефицит счета текущих операций. Это также отложило начало выхода из кризиса.
- Причина кризиса в валютном союзе. Создание монетарного союза привело к резкому снижению ставок для экономик, для которых раньше были типичны высокие ставки, вроде Греции. Это привело к буму в отраслях, особенно чувствительных к снижению ставок, например, в строительстве.
- Подобное происходит в других экономических союзах, например, в США. Экономисты сравнили кризисы на рынке недвижимости Ирландии и Испанией соответственно с Невадой и Флоридой. Из общей тенденции выбивается Испания, где пузырь сдувался необычно долго.
До Соединенных Штатов Европы пока далеко В США создана целая система для разрешения региональных кризисов: рабочие более мобильны и легко уезжают из охваченных кризисов областей страны, федеральная бюджетная система хорошо развита, а также существует система разрешения банковских проблем. Европе далеко до такой системы. Вопросы внутренней миграции не затрагивают, а реформы по созданию банковского союза замедлились.
- Кризис на рынке труда Европы все глубже. Безработные просто уехали из охваченных кризисом Невады и Флориды туда, где легче найти работу. В Испании и Ирландии возможности для отъезда ограничены, безработица там бьет все рекорды.
- В США миграция населения также становится меньше: в 2012 году примерно 2% населения в среднем жило в другом штате. Однако для Европы этот показатель в разы меньше.
- Из охваченной кризисом периферии в страны Центральной Европы к 2011 году уехало всего 60 тысяч человек - это меньше, чем 1,5% населения Южной Европы.
- Вместо этого европейцы начинают покидать Европу. По данным на апрель 2012 году, чистый уровень эмиграции ирландцев во все страны мира составил 0,75% населения - это много даже по американским меркам.
- Еще один канал адаптации - снижение доли рабочей силы среди населения в трудоспособном возрасте. Часть населения просто перестает искать работу - это вредно для экономики. Во Флориде и Неваде этот показатель упал на 1,3 п.п. после кризиса - это выше, чем в среднем по США. Примерно то же самое происходит в Ирландии, но испанцы, например, не отчаиваются.
- В США есть механизм разрешения региональных бюджетных кризисов. Между американским штатами существует налоговая конкуренция: штат не может ввести слишком высокие налоги - бизнес уйдет в соседний штат.
- При этом размер местного правительства органичен, а законы требуют от него сбалансировать бюджет, на крайней случай, могут вступить в действие автоматические стабилизаторы бюджета. У Невады есть, например, специальный фонд на черный день. Долговые проблемы американских штатов не могут вырасти до европейского уровня.
- В США развита система трансфертов между штатами. Трансферты в Неваду во время кризиса составили $20 млрд при дефиците бюджета в $2 млрд и ВВП в $130 млрд. В США подобные трансферты компенсируют 10-30% колебаний доходов штата. Центральное правительство обязано поддерживать местные власти. Но штаты могут самостоятельно выходить на долговой рынок.
- США - это большой банковский союз. Невада и Флорида получили помощь от Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC), которая существует на вклады самих банков и других институтов. Она компенсирует часть потерь во время банковских кризисов.