- Анализ динамики экспорта с 2000 по 2008 года показывает, что подавляющая часть торговых потоков - 88,4% - это продажа старых продуктов (разработанных какое-то время назад) старым торговым партнерам. Продажа новых продуктов за десятилетие увеличилась на 19%.
- Эти цифры говорят о том, что Россия не может расширить свою экспортную базу.
- Во всемирном банке для обозначения экспортных возможностей страны составляют "карту продуктов". На эту карту нанесены всевозможные категории товаров. Каждый вид товаров, который страна экспортирует, отмечен черной точкой. Чем больше черных точек на карте, тем разнообразней экспорт страны.
- У России самый скудный набор "точек" среди БРИК. Россия поставляет в другие страны только 97 видов товаров, и среди них доминируют природные ресурсы. 26 позиций из списка - сырьевые товары, 11 позиций - продукты лесопереработки. В таких отраслях как металлургия и производство автомобилей Россия не может похвастаться преимуществами. Такая узкая специализация губительна для такой большой страны, как Россия. Из замкнутого круга экспорта сырья очень сложно выбраться, хотя в мире есть несколько примеров, когда странам это удавалось. Но у России вот уже 15 лет не получается поменять свою экспортную специализацию.
Анализ экономистов Всемирного банка, основанный на динамики торгового оборота России со 130 партнерами, показывает, что страна не продает такое количество товаров, какое могла бы при более грамотной политике. В частности еще больше продуктов из России могли бы покупать Китай,Индия, Италия, Германия и США.
- Количество фирм в России в среднем больше, чем в Европе и Центральной Азии. Но слишком небольшой процент из них продает свою продукцию за рубеж. В 2009 году только 7% российских компаний экспортировали свою продукцию. В то же время в Индии 12,5% локальных производителей сбывали продукцию заграницу, в Бразилии - 18%, в Китае - 24,5%. Сравнение с Индией и Бразилией особенно поразительно, поскольку обе страны не так активно вовлечены в международную торговлю.
- Немногочисленные российские экспортеры сталкиваются с огромными трудностями не только при выходе на внешние рынки. Попытки удержаться на них зачастую оказываются безуспешными. Анализ успехов более 40000 российских экспортеров за последние 10 лет показывает, что только 57% компаний выживают в течение двух лет. В Китае индекс выживаемости компаний превышает 70%.
- Плачевное положение российских экспортеров объясняется сложностями, с которыми им приходится сталкиваться у себя дома.
- Экспортоориентированность страны зависит от инвестиционного климата, показывают исследования Всемирного банка. Главные факторы - это распространение инноваций, производительность труда и конкурентность внутреннего рынка.
- Это логично: чем больше компаний на рынке, тем больше усилий им приходится прикладывать для привлечения клиентов. Сделать это можно либо предложив совершенно новый товар, либо снизив на него цену путем сокращения издержек.
- У России дела обстоят плохо с каждым из этих факторов.
- Производительность труда российских рабочих крайне низкая. Она составляет половину производительности труда рабочих в Бразилии в 2000 году.
- Постоянные затраты на экспорт в России в среднем выше, чем в сопоставимых странах. Например, в России фирмы сталкиваются с большим числом перебоев в подаче электроэнергии в месяц, чем в компании в Европе. В России меньшее число сотрудников работает на компьютере. Большое число компаний расплачивается за товары только после доставки, что свидетельствует о недостатке средств.
Около четверти времени в России тратится на выполнение требований регуляторов. Даже в Индии, которая славится своей неповоротливой и жадной бюрократией, на это уходит всего 7% времени. Государство помогает только своим
- Уровень участия государства в экономике в России очень высок. Процент компаний, принадлежащих государству, в стране почти в два раза выше, чем в Европе.
- Это приводит к тому, что власти помогают выходить на зарубежные рынки госкомпаниям, в то время как частным фирмам приходится решать все проблемы самостоятельно. Этим и объясняется высокая зависимость российских компаний от госпрограмм стимулирования экспорта.
- Интересно, что по такому же принципу действуют и местные власти.
- 50% российских компаний продают свои товары на региональных рынках. Для сравнения в Бразилии местные рынки главным пунктом назначения считают только 35% фирм.
- В итоге российские производители "варятся в собственном соку" и не внедряют более современные технологии, о которых они могли бы узнать за границей. Это отражается и на цене товаров - когда нет конкурентов, нет стимулов снижать цену.
- По этой же причине снижается финансирование научных исследований и разработок.Расходы на исследования в России упали с максимальной отметки 0,88% ВВП в 2003 году до 0,65% в 2008 году. За тот же период аналогичный показатель для стран ОЭСР увеличился с 1,5% до 1,63%.Это не замедлило сказаться на успехах разработчиков.
- Основными создателями инновационных решений в России традиционно были ученые. Количество их публикаций драматически снизилось по сравнению с 90-ми годами.
Как уверяют авторы доклада, с этими выводами были ознакомлены российские власти. Впрочем, эксперты уже много лет настойчиво говорят о необходимости диверсификации экспорта, но отечественные чиновники как будто не слышат этих советов и продолжают сидеть на нефтяной игле.