Кто идет в рабочие Давид Константиновский, Галина Чередниченко и Елена Вознесенская из Института социологии РАН проанализировали результаты опроса молодежи и данные Росстата по 13 регионам России - Санкт-Петербург, Псковская, Ярославская, Смоленская, Орловская, Ульяновская, Свердловская, Новосибирская, Воронежская, Ростовская области, Татарстан, Башкортостан, Красноярский край. Были собраны данные по промышленным предприятиям высокотехнологичных и обрабатывающих производств, имеющих собственные центры профессиональной подготовки, а также привлекающих молодых рабочих к основному производству. Исследование показало, что современная рабочая молодежь представляет собой специфическую социальную группу, принадлежащую к низко- или среднересурсным слоям населения с точки зрения образовательного, профессионального статуса и материального положения их родителей.
- Для этой группы характерна значительная степень воспроизводства статуса родителей: многие наследуют рабочие профессии отцов.
- Из общего числа молодых рабочих промышленных предприятий 36 % по своему происхождению принадлежат к жителям крупных городов. Молодежь относительно интенсивно переезжает за рабочими вакансиями как в малые, средние, так и более крупные города.
- На предприятиях высокотехнологичных производств ниже доля выходцев из сел и рабочих поселков и, напротив, выше доля выходцев из крупных городов, то есть местных жителей (50,2% против 42,1%).
- Рабочими становятся несколько чаще те, кто начинает свой профессиональный путь после окончания основной дневной школы. Из них большинство получает предварительную профессиональную подготовку в училищах начального профессионального образования (28,1% от всех опрошенных), реже - в ССУЗах (10%).
- Немало юношей и девушек (чуть меньше половины) идут в рабочие после окончания полной средней школы. Большая часть сразу после школы идет на производство и обучается на рабочем месте (16,1% от всех опрошенных).
- Исследование показало, что важней всего при выборе профессии - заработная плата. В меньшей степени выбор мотивируется призванием, интересом, любовью к профессии.
- Не отказываются от рабочей специальности те, кто стал рабочим при наличии меньшего образовательного багажа - школьного образования, подготовки в профессиональных училищах или на курсах. Стабильность в профессии оказывается здесь скорее вынужденной, за ней стоит малый набор альтернативных возможностей.
- Исчерпание возможностей квалификационного роста служит одним из стимулов для выхода из рабочей профессии.
- Нужно расширить доступ к повышению компьютерной грамотности и изучению иностранных языков.
- Необходимо обучать персонал по ходу трудового стажа, выделять образовательный капитал. С ростом среднего числа лет обучения растет уровень достигнутой квалификации и растет зарплата.
- Стоит улучшить условия для повышения квалификации, получения образования как на предприятии, так и в учебных заведениях без отрыва от производства.
- Образование рабочих также нужно улучшать: обновлять материально-техническую базу учебных учреждений, создавать отраслевые ресурсные центры и учебно-производственных комплексов; заключать договоры с предприятиями по целевой подготовке рабочих; отправлять на повышение квалификации педагогические кадры.
- Необходимо улучшить условия труда, предусмотреть выделение социальных льгот, социального пакета, перспективы роста.
- Желательно проводить встречи с выпускниками школ, давать рекламу предприятий.
- Некоторые эксперты высказывают и более радикальные предложения: снизить квоту на получение высшего образования или брать на работу вообще без опыта.