Франкфурт-на-Майне. 22 июля. FINMARKET.RU - Развитие технологий привело к формированию новой культуры потребления. Сегодня многие люди предпочитают одалживать вещи или обмениваться услугами, а не покупать их. Футурологи уже рисуют картины будущего, где соседи покупают общий автомобиль, а туристы вместо того, чтобы бронировать дорогой отель, арендуют квартиру у обычных жителей.
- Впервые концепцию "гигономики" - экономики, основанной на совместном потреблении, - сформулировал сторонник программного обеспечения с открытом кодом профессор права Гарвардского университета Йохай Бенклер. В 2002 году он выступил с идей, что сетевые технологии помогут человечеству справиться с "трагедией общин" - ситуацией когда общие ресурсы истощаются из-за того, что люди действуют исключительно в своих собственных интересах.
- В середине 2000-х годов экономисты заметили интересный феномен. Вслед за развитием веб-технологий в обществе начало меняться отношение к владению вещами. Благодаря смартфонам и соцсетям для того, чтобы арендовать машину и велосипед, больше не нужно идти в специальную фирму, занимающуюся прокатом автомобилей. Найти человека, готового одолжить свой транспорт на некоторое время, стало возможно всего в несколько кликов. Многие компании взяли эту бизнес-модель на вооружение.
- Сегодня сервис Airbnb позволяет без посредников снять или сдать квартиру, комнату и дома. Компания была запущена в 2008 году, и за это время вышла на рынок 186 стран. В январе 2012 сервис заработал и в России.
- Согласно результатам исследования, проведенного в начале этого года компаний Altimeter Group, вклад этой полупартизанской компании в экономику превосходит показатели традиционных фирм. Благодаря Airbnb бюджет Парижа получил дополнительные $ 240 млн: туристы, воспользовавшиеся сервисом, провели в городе в среднем на пять ночей больше, чем путешественники, остановившиеся в обычных отелях.
- Появление файлообменников навсегда изменило систему распространения цифрового контента. Аудио-и видеофайлы отделились от физических носителей. Теперь в интернете можно бесплатно скачать песню, и качество звучания будет не хуже, чем на CD-диске. Более того, эту песню можно переслать другим пользователям. И это кардинально отличает сегодняшнюю музыкальную индустрию: в аналоговую эру покупка виниловой пластинки подразумевала, что у нее будет только один собственник.
Обмен - дело молодое
Развитию гигономики способствуют не только новые технологии, но и социально-демографические тенденции - все больше молодых людей живут в крупных городах.
- Ученые из Университета Люнебурга в прошлом году провели исследование, в котором анализировали культуру потребления в Германии.
- Оказалось, 25% молодого поколения (от 14 до 25 лет) вовлечены в альтернативную экономику. Они одалживали вещи с помощью интернета и обменивались информационными файлами.
- Кроме этого, исследования показывают, что существует связь между возрастом, образованием, доходом людей и моделями потребления, которые они выбирают. Молодые люди с высшим образованием и высоким уровнем доходов предпочитают альтернативные формы собственности и потребления.
Многие экономисты считают, что это только начало. Совместное потребление все еще очень мало практикуется. Многие предметы используются неэффективно. Например, машины часто меняют еще до того момента, как они сломаются. То есть в мире существует большой потенциал для перераспределения неиспользуемых мощностей.
Например, жителю пригорода вовсе не обязательно покупать собственную машину, если он может арендовать ее для конкретной поездки. В этом случае он будет избавлен от издержек на ремонт и техобслуживание, не говоря уже об экономии на парковке. Некоторые компании уже предлагают подобные услуги. Похожие изменения скоро произойдут и в других областях, предрекают футурологи.
Рано хоронить собственность
Томас Франк-Дапп из Deutsche Bank Recearch решил проверить, как скоро экономика обмена может вытеснить традиционный капитализм и для этого изучил, что происходило с частным потреблением в Германии.
- В течение последних двадцати лет немецкие потребители увеличивали расходы в среднем на 1% в год. Они, по-прежнему, покупали автомобили, бытовую электронику, одежду, произведения искусства и т.д.
- При этом все чаще выбор делался в пользу компаний, предлагавших контракты на техническое обслуживание, гарантии и эксклюзивный доступ к цифровому контенту.
- И все больше компаний увеличивали свою прибыль не за счет продажи товаров, а за счет дополнительных услуг.
- Чтобы привлечь любителей альтернативного потребления некоторые компании стали предлагать схемы по совместному использованию автомобилей и прокату велосипедов.
- Однако, никто не предлагал купить смартфон на семью
.
По мнению Франка-Даппа никто никогда и не предложит:
"Люди будут продолжать стремиться владеть собственностью - особенно товарами личного потребления. Мало кто захочет поделиться своим или паролем для Facebook или другого персонального сервиса. Более интригующий вопрос состоит в следующем: какие продукты и услуги люди захотят называть своей собственностью в будущем?
Таким образом, у экономики обмена действительно есть потенциал для дальнейшего развития. Но подрыва нынешней экономической системы не произойдет. Вместо этого будет происходить постепенное расширение существующей системы с целью включения дополнительных альтернативных форм собственности и потребления".
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.