.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Не в нефти драйвер
.

17 июля 2013 года 17:10

Не в нефти драйвер

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Вовсе не сырьевой сектор был драйвером экономического роста России последние 20 лет, утверждают экономисты. Сырьевики, как и ритейлеры, росли за счет увеличения затрат на труд и капитал, роста эффективности и производительности в этих отраслях не было
Гронинген. 17 июня. FINMARKET.RU - Темпы рост ВВП на душу населения в России с середины 1990-х годов были одними из самых высоких в мире - 3,7 % в год с 1995 по 2012 годы. Принято считать, что в число быстрорастущих экономик мира Россия вошла благодаря нефтегазовому сектору. Но вовсе не он был лидером по модернизации и инновациям и вовсе не он потянул за собой обновление всей экономики, утверждают Марсель Тиммер из Университета Гронингена (Нидерланды) и Илья Воскобойников из Высшей школы экономики.

Экономисты проанализировали динамику роста в 34 отраслях для того, чтобы выяснить, за счет чего рос ВВП страны. Ученые доказали, что рост экономики происходил в последние годы не за счет роста многофакторной производительности - повышения эффективности труда и капитала, - а благодаря росту вложений в расширение штата, увеличению зарплат и расходов на аренду недвижимости.

Услуги и нефть завели экономику

В расчетах были использованы данные с 1995 по 2009 год по реальной добавленной стоимости, оценкам производительности труда и капитала в 34 отраслях по международной классификации NACE 1.0. Исследователи попытались выяснить, какая часть добавленной стоимости увеличилась за счет роста затрат на труд и капитал.

  • Пять отраслей с самым быстрым ростом капитальных вложений: телекоммуникационная сфера, транспортные услуги, переработка топлива, розничная торговля и добыча полезных ископаемых. Они дают половину совокупного роста.
  • Увеличение капитальных вложений в добывающий сектор довело его долю в ВВП с одной пятой в 1995 году до почти четверти в 2008 году.


  • Отрицательные темпы роста были в текстильной, электрической промышленности, производстве транспортного оборудования и сельском хозяйстве.
  • Интенсивный рост отмечен во многих отраслях обрабатывающей промышленности, но их вклад в ВВП снизился - с 26 до 18% в 2008 году. Хотя высокотехнологичные отрасли производства, такие как химпром и производство электрического оборудования, оставалась относительно стабильной, но небольшой - 4%.
  • Доля рынка услуг остается более или менее постоянной на уровне 40% от ВВП, но структурные изменения в этом секторе были масштабными и драматическими. Низкоквалифицированные отрасли, такие как ЖКХ и строительство, потеряли свои позиции. Доля услуг государственного управления и образования несколько увеличилась, но по-прежнему значительно ниже, чем в развитых странах.
  • Финансовое посредничество и бизнес-услуги увеличили свою долю в ВВП до более чем 10 % в 2008 году.

Больше зарплата - меньше инноваций

  • Оказалось, что рост производительности труда с 1998 по 2008 годы на самом деле был не таким уж высоким. Если учесть рост зарплат и стоимости аренды, то многофакторная производительность дала лишь 2,6% в год из 4,8% роста добавленной стоимости - чуть больше половины.
  • Рост затрат на зарплату и капитал был самым высоким в сфере услуг и добывающем секторе, а рост эффективности в этих отраслях был гораздо ниже среднего: в сфере низкоквалифицированных услуг он составил 1,7 %, а в добывающей промышленности - только 0,8 %, так что в сочетании они составляют лишь 0,9 процентных пункта 2,6 % совокупного роста многофакторной производительности.


  • Рост многофакторной производительности был быстрым у высокотехнологичного производства - 5,6 % в год. Именно эта сфера потенциально была основным источником роста для России, но доля сектора постепенно опускается ниже 4 % ВВП из-за высокой конкуренции, и он перестает быть значимым источником роста.
  • Быстрые темпы роста многофакторной производительности замечены в области финансов и бизнес-услуг. Хотя затраты на заработную плату и капитал там тоже растут, повышение эффективности дало почти 9 % в год роста добавленной стоимости. Тем не менее, экономисты называют этот рост догоняющим, а не инновационным.
  • Затраты на труд выросли и в сфере услуг (оптовая и розничная торговля, гостиничный бизнес, финансовое посредничество и вспомогательная транспортная деятельность), но резко сократились в отраслях материального производства, таких как сельское хозяйство, машиностроение, транспортное оборудование и добыча полезных ископаемых.
  • Розничный сектор в Советском Союзе был среди отстающих. В 1990 году современных магазинов почти не было, их доля составляла менее 1% рынка. В середине 1990-х годов произошел взрывной рост современных торговых центров, которые в 2009 году захватили 35% от общего объема розничных продаж, но это расширение пока не привело к увеличению многофакторной производительности.
  • Розничная торговля является одной из отраслей, которые быстро растут в плане вложений, но эффективность в ней растет медленно. Этот сектор в России имеет двойственную природу: одна часть - новые современные капиталоемкие супермаркеты с самыми современными технологиями розничной торговли, другая - трудоемкая неэффективная сеть часто семейных розничных магазинов.

В итоге исследование показало, что наиболее динамично развивающиеся отрасли по производительности и эффективности: услуги, финансы и автомобильная торговля. Отрицательный рост многофакторной производительности: в сырьевом секторе, сфере коммунальных услуг, водном транспорте, переработке топлива, текстильной промышленности, производстве обуви и одежды, а также производстве транспортных средств и оборудования.

Валерий Миронов, Центр развития ВШЭ

"Действительно, чтобы был рост производительности нужны стимулы, а когда цены на нефть в 2000-х годах выросли, никаких стимулов не было. Эта рента изымалась у компаний с помощью налоговой системы, но не вся. И сверхприбыль от роста цен осталась у компаний. Но они при этом упустили момент технологической революции, которая произошла во всем мире. Вместо этого компании занимались переделом собственности, приватизацией и национализацией.

Но их тоже можно понять - если есть постоянный риск, что государство отнимет у тебя твой бизнес, то инвестировать и повышать производительность никто не хочет. Проще получить дивиденды и вывести за рубеж, а потом вложить в переработку за рубежом. Поэтому и сейчас у нас проблемы с освоением шельфа, мы вынуждены привлекать иностранцев, хотя сами боимся с другой стороны.

Экономический рост же связан не с увеличением капитала и ростом производительной силы, но и с технологическими новациями, усовершенствованиями. Чтобы побудить сырьевой сектор повышать производительность, нужно сделать так, чтобы рентабельность капитала была одинаковой во всех секторах. Сейчас капитал идет только в нефтегазовую сферу, а должен идти по всем равномерно. А государство должно взимать всю налоговую ренту с добывающих производств, для чего нужно ввести новую систему налогообложения - налог на добавленный доход. Проблема в налоговой системе".


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.