- На финансовых рынках действует закон - чем больше инвестиций, тем большей отдача. Поэтому логично предположить, что если частные учреждения берут большую плату за обучение, то и качество оказываемых ими услуг должно быть выше.
- Предполагается, что в частные школы попадают только самые талантливые и дисциплинированные ученики. Таким образом, в них создается особая способствующая развитию обстановка, когда дети благоприятно влияют друг на друга.
- В некоторых случаях частные школы могут быть привлекательны из-за особого климата, большего количества учебных часов, индивидуальных преподавателей или специфики обучения (например, религиозное образование).
- То есть, платя за обучение в частной школе, родители ожидают, что их ребенок получит лучшее образование, чем в обычной школе.
- Для расчетов были взяты данные Программы международной оценки учащихся (Program for International Student Assessment - PISA).
- Это обследование проводится каждые три года среди 15-летних учеников, и обеспечивает международно сопоставимые оценки по чтению, математике и естественным наукам.
- Оно также предоставляет дополнительную информацию об индивидуальных особенностях студентов, их социальном происхождении и способностях к креативности.
- В среднем в частных школах учится около 20% детей. В Великобритании, США, Германии элитные учебные заведения привлекают менее 10% студентов, в Чили, Индонезии, Испании, Ирландии и Нидерландах - более 30%.
Проведя исследование, экономисты обнаружили, что частное образование благоприятно влияет на будущий доход ученика и его востребованность на рынке труда только в некоторых странах.
- В частности в США и в Великобритании учеба в платных школах обычно гарантирует лучшее образование.
- Зато в Италии и Ирландии посещение частных школ не приводит к карьерным успехам в будущем.
- В Чили государственные и частные школы по-разному влияют на студентов из различных социальных слоев. Обычно хорошие результаты там показывают дети из обеспеченных семей.
- Эффективность частной школы зависит от системы образования в государстве в целом.
- В странах, где в государственных школах даются только основы образования, частный сектор привлекает лучших студентов и способствует большим достижениям учеников. Именно это и происходит в США, Канаде, Великобритании, а также в Бразилии и Уругвае.
- А в тех, государствах, где система образования настроена на то, чтобы поощрять лучших учеников, частным школам не остается ничего кроме как привлекать худших студентов. А худшие ученики получают низкие оценки. Этим и объясняется низкие места Италии, Израиля и Индонезии в рейтинге PISA.
- Они берут самую большую плату за обучение (стоимость сопоставима с платой в Великобритании и на 20% выше, чем в США).
- А оценки учащихся оказываются ниже среднего. Российские ученики получили оценки ниже, чем в большинстве стран Европы (за исключением Норвегии, Латвии, Люксембурга и Нидерландов), Катаре, Греции и Казахстане.
- При этом дисциплина в российских частных школах оказывается ниже среднего.
- Это отражается и на их востребованности. В России всего 213 частных школ - 0,23% от всех учебных заведений, обеспечивающих среднее образование. В них обучается чуть больше пяти тысяч человек.