- Замедление экономического роста негативно скажется на доходах бюджета, не связанных с нефтью. За первые пять месяцев этого года их рост замедлился до 5% против роста в 12% за аналогичный период 2012 года.
- Этот показатель за год будет на 5% ниже изначально ожидавшегося уровня.
- В 2014-2015 годах риски для доходной части бюджета никуда не исчезнут: в бюджет заложен слишком оптимистичный прогноз по росту ВВП (3,7% и 4,1% соответственно).
- При этом серьезно сократить расходы невозможно из-за социальных ограничений: этого не дадут сделать 40 млн пенсионеров и 18 млн госслужащих.
- Расходы бюджета в этом году вырастут на 4%, затем рост замедлится до 3% в 2014 году. Зато в 2015 году они подскочат на 10%. Темпы роста и так не высокие, вряд ли их можно ограничить, считают Орлова и Долгин.
- Дополнительные расходы будут финансироваться из Фонда национального благосостояния. Из Фонда в ближайшие годы может быть выделено 0,5-1,4 трлн руб.
- Правительство предполагало финансировать дефицит бюджета без учета нефти и газа за счет приватизации и займов, но это сложно сделать в условиях повышенной волатильности на рынках.
- Это может заставить пересмотреть планы по наращиванию госсбережений. В "Альфа-банке" прогнозируют, что в 2013 году объемы Резервного фонда вырастут всего на 200 млрд руб, а не 1,1 трлн руб, как Орлова и Долгин предполагали ранее. В 2014-2015 годах Резервный фонд не увеличится, хотя раньше эксперты прогнозировали рост на 1,4 трлн руб.
Правительство изобрело способ маскировать проблемы с бюджетом Россия долгое время воспринималась инвесторами позитивно благодаря сочетанию сбалансированного бюджета, низкого госдолга и значительных резервов. Но этому приходит конец.
- Объемы двух государственных фондов России вряд ли вырастут с 8% ВВП в 2012 году до 10% ВВП к 2016 году. Этому помешают падение государственных доходов и возможные проблемы с выполнением планов по заимствованиям и приватизации. Орлова и Долгин уверены, что объем фондов сократится до 7% ВВП.
- Вряд ли средства, которые правительство возьмет в ФНБ на инвестиции в экономику, будут возвращены обратно в фонд. Это означает рост бюджетных обязательств, который просто не отражен в бюджете. Это исказит величину государственных сбережений и еще больше увеличит риски для бюджета.
- Это своего рода маскировка: если бы не средства ФНБ, к 2015 году бюджет балансировался бы при цене на нефть в $115 за барр.
- Экономисты раньше были уверены, что государство сможет поддержать рост экономики через банки, но сейчас это вряд ли возможно - слишком выросла стоимость госдолга.
- Сами банки могут оказаться не в лучшем положении из-за роста краткосрочной задолженности.
- Рост бюджетных рисков означает, что государству будет сложнее помочь госбанкам и госкомпаниям. Это, например, уже заметили в агентстве Moody's, которое понизило рейтинг крупнейших госбанков: агентство полагает, что их шансы на получение госпомощи снизились.
- Рост бюджетных рисков негативно отразится на российском рынке акций, где может начаться рост премии за риск.