- Россия на 45-50 лет отстала от Австралии или Канады.
- В 2010 году ВВП на душу населения в России составил $15 068. На таком же уровне развития Канада и Австралия находились в 1965 году: $15 429 и $15 512 соответственно.
- За последующие 15 лет они увеличили свой ВВП на 50% - примерно до $21 тысячи.
Однако вряд ли этот подход в России сработает, уверен Робертсон. Это связано с тем, что планы по приватизации были свернуты. В прошлом году инвесторам обещали, что банки и инфраструктурные компании будут приватизированы, а доля государства в сырьевых компаниях будет продана до 2016 года. Сейчас речь идет о том, что банки останутся государственными, а доли в сырьевых компаний не будут проданы. На рынке нефти и газа государство в ближайшие годы останется доминирующим игроком. На рынках ходят слухи, что "Роснефть" вот-вот поглотит и другие частные компании. Свернутая программа приватизации помешает России повторить успех этих стран. В списке 2000 самых крупных компаний в мире Forbes нельзя найти госкорпорации из Канады или Австралии.
- Созданная в 1975 году компания Petro-Canada в 1990-х годах была приватизирована.
- До 1990-х годов в Австралии были госкомпании в авиации, телекоммуникации, обороне и банковском секторе.
- Ни в одной стране государстве не доминировало ни в секторе природных ресурсов, ни в банковском секторе.
Россию не ждет будущее Норвегии и Саудовской Аравии Возможно, в таком случае стоит посмотреть на другие сырьевые страны, где роль государства значительно выше, например, на Норвегию или Саудовскую Аравию.
- У обеих стран есть огромные запасы нефти. За счет этого они вполне могут позволить себе "роскошь" иметь неэффективные госкомпании.
- Россия такого себе позволить не может. Огромный неэффективный госсектор тормозит рост экономики России сильнее, чем в этих странах.
Россия не станет вторым Китаем В мире самой успешной экономикой, в которой высока доля госкомпаний, является Китай. Возможно, Россия может скопировать модель китайского государственного капитализма, что обеспечит ей быстрый рост экономики.
- В основе успеха Китая лежат не эффективные госкомпании, а избыточные накопления.
- Депозиты в банковской системе Китая в 2012 году составили 177% ВВП, а кредиты - всего 134% ВВП.
- Благодаря избытку накоплений в 43% ВВП (примерно $3,5 трлн) процентные ставки в Китае очень низкие, что позволяет осуществлять дешевые инвестиции. Примерно такая же модель работает в Японии, Германии, Швейцарии и Чехии.
- В России объем сбережений составляет всего 46% ВВП, что ниже объема кредитования в 53% ВВП. Банкам и компаниям приходится занимать за границей.
- Кроме того, из России постоянно утекает капитал, что приводит к росту ставок в стране, зато от этого выигрывает рынок недвижимости Лондона, футбольный клуб "Челси" и кипрские банки.
- России нужно найти где-то $728 млрд в виде депозитов, чтобы объем депозитов на 43% ВВП превысил объем кредитов.
Дополнительные средства Россия могла бы получить, развивая пенсионные фонды. Но особого прогресса в этом вопросе Россия, в отличие от Казахстана или Нигерии, не добилась. Реформа пенсионной системы, конечно, проводится, но ее цель - избежать банкротства в 2030 году. Для России реформа пенсионной системы, проведенная по лекалам других развивающихся стран, может оказаться слишком дорогой. Россия не хочет вводить дополнительный налог на компании, ведь стоимость труда в России и так высока. Рост налогов в России не приемлем, это может создать серьезные политические проблемы для властей. Пенсионная реформа даст лишь небольшой стимул для роста инвестиций частных пенсионных фондов. Другие инициативы властей вроде налоговых льгот и других предложений также не помогут. России нужно поднять подоходный налог до 20% и больше. Дополнительные 7 п.п. можно использовать для развития пенсионной системы. Можно ввести продукты, которые освобождают от этих налогов. Но пока таких предложений в повестке правительства нет. Как Россия превратится в Грецию В мире все-таки есть решения для стран с высоким уровнем присутствия государства в экономике и низким уровнем сбережений, где политические лидеры хотят сохранить власть. По этому пути страны европейской периферии шли в течение десятилетий - они наращивали госдолг.
- Правительство может наращивать госдолг само или стимулировать рост кредитования бизнеса. В России оба варианта приемлемы.
- Ангела Меркель во время выступления на Петербургском экономическом форуме заявила, что Германия с госдолгом в 80% ВВП и стареющим населением не может позволить себе рост госдолга. Ее выступление слушал бывший министр финансов Алексей Кудрин, кивавший ей в знак поддержки.
- Но Путина это не заставило изменить свое мнение: он заявил о выделении 450 млрд рублей в виде на инфраструктуру, причем эти средства будут выделены из Фонда национального благосостояния. Половина фонда в будущем может пойти на инфраструктурные проекты.
- Это лишь начало нового курса. Сначала государство снизит свои сбережения, а затем будет повышать долг. Если президент хочет быть избран в 2018 году, а его партия - показать хорошие результаты в 2016 году, то в 2015 и 2017 годах правительству придется наращивать расходы. То же самое уже наблюдалось в 2011 и 2012 годах. Нужно либо наращивать налоговую нагрузку, либо занимать.
- МВФ прогнозирует, что госдолг России вырастет с 11% в 2012 году до 18% в 2018 году, то есть с $220 млрд до $416 млрд. Если госдолг будет расти на 2 п.п. быстрее и в 2018 году дойдет до 20,5% ВВП - это уже $652 млрд. В этом случае правительство получит в год дополнительные $45-50 млрд. Этого будет достаточно, чтобы завершить проекты, о которых объявил Путин, например, скоростную железную дорогу "Казань-Москва".
- Если правительства станет по-настоящему амбициозным, то госдолг может вырасти к 2018 году до 36% ВВП, а это уже $1 трлн. С таким объемом дополнительных средств президент перед новыми выборами может рассказать своим избирателям о новых железных дорогах, аэропортах или широкополосном интернет-соединении в каждом селе или ауле. Это может увеличить потенциал роста, хотя долг в этом случае будет вполовину меньше бразильского или американского.
Однако рост долга для России является довольно опасным сценарием, если учесть возможность падения цен на нефть в случае кризиса в еврозоне или Китае. Однако правительству будет сложно сопротивляться искушению увеличить госдолг. При этом за счет внутренних сбережений финансировать расходы будет сложно. Необходимость наращивать госдолг потребует заимствований за рубежом. В самом страшном сценарии это обернется необходимостью запросить помощь у МВФ. В "Ренессанс Капитале" предполагают умеренный рост госдолга и значительный рост частного долга. Россияне окажутся в долгах и будут довольны Многие американские президенты и британские премьеры, отправляясь на выборы, использовали следующую стратегию. Если люди берут кредиты и покупают дома, то они чувствуют себя более счастливыми и успешными. Испанию, Великобританию и США это уже загнало в ловушку: ипотечный долг составил 60-80% ВВП. У России ипотечный долг составляет всего 6-8% - все возможности на лицо. Россия может манипулировать ставками по ипотеке, что уже делают, например, Эстония или Украина.
Еще один способ - это обеспечить законодательную защиту кредиторам, например, изменив закон о банкротстве. Это также может несколько увеличить рост кредитования. Можно предположить, что объем ипотечного кредитования будет расти на 2-3% ВВП ежегодно. Объем ипотечного кредитования в этом случае увеличится с 4% ВВП до 18% к 2018 году. При этом это все равно будет лишь половина объема ипотечных долгов, которые накоплены в Испании или США. Если полтриллиона долларов добавится к долгам граждан и компаний, а триллион - в государственном секторе, то объем госдолга на человека вырастет на $7,1 тыс. Большая часть из этих средств растворится в иностранных машинах, импортных товарах и кенийских розах для жен и детей. Вряд ли это ускорит рост ВВП, зато избиратели будут чувствовать себя более счастилвыми. Иной путь - реформы Возможно, у России есть и иной путь:
- У России есть и иной путь - реформы. Например, можно было бы продвинуться в рейтинге "Восприятие коррупции" Transparency International и Doing Business, если Всемирный банк продолжит его публиковать.
- Еще один способ, который обсуждают власти, - повысить эффективность естественных монополий, ограничив рост тарифов. Это уже сработало в Великобритании: тарифы там привязали к инфляции, что помогло снизить цены. Но компаниям придется серьезно работать, чтобы повысить эффективность.
- Поможет и вступление России в ОЭСР, если оно произойдет в 2014 или в 2015 годах.