Коламбус. 16 мая. FINMARKET.RU - С 1 июня в России вступает в силу закон "Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", который запретит курить в общественных местах, а позже поднимет цены на сигареты до уровня европейских. Москва также обязалась печатать угрожающие надписи и картинки на пачках и ужесточить правила продажи никотина. Так правительство присоединилось к антитабачной конвенции ВОЗ, считая ее стандартным эффективным лекарством от никотиновой зависимости населения для всего мира.
Как показывает анализ статданных, зависимость граждан от табакокурения определяется не только доступностью сигарет в магазинах, но и заложенными в них культурными ценностями. В своей статье экономисты Ребекка Кристопулу и Дин Лиллард из Университета Огайо на основе социологического исследования, проведенного среди британских эмигрантов,
доказывают, что стандартные методы борьбы не помогут, если народ приучен курить испокон веков. Тут нужно что-то особенное, уверены эксперты.
Дети учатся курить у родителей
Ученые проанализировали данные о мигрантах из Великобритании в ЮАР, США и Австралию и попытались проследить историю курильщиков в зависимости от страны происхождения. Исследователи сравнили число курильщиков в поколениях( с учетом того, что разница в возрасте между родителями и детьми составляет 25 лет) в Англии, среди британских эмигрантов с число курящих среди их детьми, рожденных уже в других странах.
Данные брались из переписей населения и опросов.
- Основная гипотеза, которую удалось доказать, состояла в том, что родители, выросшие в "курящей" британской культуре и покинувшие ее, сознательно или подсознательно передают эти ценности своему ребенку. Таким образом они существенно повышают риск того, что их дети начнут курить благодаря поддержке или попустительству курильщикам.
- Как оказалось, распространенность курения в Англии выше, чем в других странах, но среди детей британцев и уехавших в Австралию выходцев из Англии этот показатель почти одинаковый. Мало чем отличается он и от данных из США.
- В США и в Австралии дети родителей-эмигрантов из других стран курят меньше, чем дети родителей, которые оба родились в Англии, или дети, которые имеют хотя бы одного родителя-англичанина.
- Наиболее ярким примером отражения культурных ценностей стали эмигранты в Африке. Женщины, родители которых эмигрировали из Англии в ЮАР, курят в 6 раз больше, чем коренные жительницы этой страны. На их выбор сильно повлияло феминистское движение, пишут ученые.
- Ситуация с ЮАР впрочем имеет свои особенности: несмотря на то, что британские корни зачастую сильно влияют на риск курения, в этой стране мужчин такая тенденция не коснулась. Как предполагают экономисты, это может произойти и потому, что в США и Австралии британцы не ассимилируются, сохраняя во многом свою культуру, а в ЮАР вынуждены растворяться.
- Кроме того, исследователи выяснили, что курение матери или отца в равной степени влияют на курение сыновей. При этом на курение дочерей оказывает влияние в большей степени мать.
Общее лечение не поможет
Решение сравнить именно эти страны было продиктовано тем, что экономика этих стран развивалась практически аналогично, информация о вреде курения населению в этих государствах равно доступна и все там говорят на английском, а самое главное - все эти страны применяют одну и ту же политику. Ее государствам диктует Всемирная организация здравоохранения.
- Как пишут исследователи, ВОЗ лоббировала принятие странами стандартного набора стратегий борьбы против табака для уменьшения распространенности курения во всем мире.
- Это продиктовано желанием властей предотвратить ежегодную гибель 5 млн.человек от последствий табакокурения и прогнозами по росту этого числа. Уже сейчас правительства выделяют до $965 млн. на борьбу с курением, а ежегодный налог на табачные изделия составляют более $167 млрд.
- Но результаты от проведения этой политики будут видны лишь через несколько поколений. Так из полученных результатов следует, что снижение курения в родительском поколении на 1 процентный пункт в Великобритании снижает вероятность курения среди детей британских эмигрантов лишь на 0,1 - 0,5 процентного пункта.
- Чтобы ограничить курение, ВОЗ рекомендует проводить мониторинг, финансировать и продвигать программы отказа от курения, запрещать рекламы табака, и повышать налоги на его продажу. И такой комплексный пакет предлагается всем странам.
- Исследователи уверены, что политика по борьбе с курением должна учитывать наконец и культурные особенности, а не лечить все страны от курения одной пилюлей. Иначе эффекта от борьбы может и не быть.
Дарья Халтурина, Сопредседатель Российской антитабачной ассоциации
Практика показывает, что здравоохранные, в том числе антитабачные меры на удивление похоже работают в разных странах, что видимо связано единой социальной природой человека. Определенные национальные различия, конечно, имеются, но в целом лучше всего пользоваться проверенными, апробированными мерами, а не изобретать велосипед с тремя колесами. Касательно нового российского антитабачного законопроекта, мы рассчитываем на его положительный эффект, поскольку содержащиеся в нем меры снижали потребления по всему миру, в том числе в таких близких России странах, как Украина, Казахстан, страны Восточной Европы.
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП)
Это не исследование, а чушь, оплаченная табачными компаниями. Если это предки, культурные коды и результаты воспитания, то зачем табачные компании тратят деньги на рекламу сигарет, зачем они проплачивают сцены курения в самых популярных подростковых сериалах? Чтобы оценить эффективность мер, разработанных ВОЗ, посмотрите годовые или квартальные отчеты для инвесторов, подготовленные табачные компаниями. Вам станет ясно, что акцизы, запреты на курение в общественных местах эффективны. А инвесторам, в отличие от общества,табачные компании не врут так нагло.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.