- Исследование началось с проведения серии опросов, посвященных тому, как инновации внедряются в производство и экономику. Ученые опрашивали бизнесменов из разных стран-партнеров США, а также американских предпринимателей из разных штатов - от традиционных промышленных центров вроде Огайо до "новой промышленности" в Аризоне.
- Всего было проведено 255 опросов, 178 из которых было сделано в США, 36 - в Китае, а 32 - в Германии.
- Доля США в мировом промышленном выпуске в целом в последние годы стабильна, но это связано с хорошими результатами отдельных секторов. При оценке этих секторов возможны значительные ошибки - очень сложно оценить вклад ввозимых из-за границы компонентов.
- Торговый баланс США становится с каждым годом все хуже, даже в высокотехнологических отраслях ситуация ухудшается - товары с высокой добавленной стоимостью оказалось также выгодно производить за границей.
- Пока выпуск сектора высоких технологий США самый высокий в мире: в 2010 году добавленная стоимость в нем составила $390 млрд. Но доля США на этом рынке снизилась с 34% в 1998 году до 28% в 2010 году. Другие страны активно развивают этот сектор промышленности.
- Рост безработицы в последние 5 лет был связан, в первую очередь, со сокращением рабочих мест в промышленности. По мере восстановления экономики эти рабочие места возвращаются очень медленно.
- После войны промышленность была важным социальным лифтом: люди со среднем образованием и ниже получали возможность хорошо заработать и попасть в средний класс. Сейчас зарплаты промышленных рабочих почти не растут.
- От промышленности зависит и национальная оборона, ведь нужно разрабатывать новое оружие, а также производить сменные детали для поддержания работы существующего. При этом мелкие и средние поставщики исчезают одни за другим. Совершенно не известно, насколько американский оборонный комплекс зависит от поставок из-за рубежа.
- Вся промышленность США просто испещрена дырами: фабрики пустуют, а силы и возможности, которые позволили бы создать новые компании, исчезли.
- ТНК. Крупные американские транснациональные корпорации. Раньше их научно-исследовательские центры были сконцентрированы в США, теперь они проводят исследования и в других странах. Важны их стратегии создания инноваций и прототипов продуктов, развития производства и полной коммерциализации.
- Старапы. В MIT использовали данные по компаниям, которые были созданы на основе инноваций, лицензии на которые были получены в самом институте с 1997 по 2007 год. Всего таких компаний 189, но в исследовании приняли участие 150 фирм.
- Наибольшие проблемы эти компании испытывали в момент внедрения технологий в широкомасштабное производство - часто товары просто не могли быть произведены и дойти до покупателя. На стадии коммерциализации продукта компаниям было сложно найти себе финансирование, при этом на стадии разработок с венчурными инвестициями проблем не было. На этом этапе многие искали себе иностранного инвестора или уезжали за границу.
- Малые и средние производственные компании. В этот список вошли компании, которые смогли удвоить свои доходы и увеличить численность персонала с 2004 по 2008 годы. Из них в MIT выбрали 3596 компаний с годовой выручкой более $5 млн и более, чем 20 сотрудниками. Эти компании кажутся достаточно жизнеспособными, более того, они уже хотя бы один раз уже смогли создать новый продукт. В исследовании участвовало 96 таких компаний.
- В этом случае речь не идет о патентах или совершенно новых технологиях - технологических компаний в этой категории единиц. В этих предприятиях есть "скрытые инновации": процессы работы, структура организации и производства. Они помогают упростить процессы производства и сделать их более дешевыми.
- Именно они занимаются внедрением технологий, разработанных в других секторах и иногда для других целей. Например, одна из компаний использует специальную легкую сталь, разработанную для строительства, при выполнении работ по оборонным контрактам.
- Здесь заметна еще одна скрытая тенденция современной промышленности: компании продают товары, а затем сопутствующие услуги.
- Характерный пример такой компании - Mass Tank in Middleboro из Массачусетса. Он изготавливает цистерны для воды, химикатов, продуктов и других, а затем проводит их инспекции на заводах. Кроме того, компания работает с пятью стартапами в Массачусетсе - они пытаются найти новый материал для изготовления цистерн.
- Но и у этих компаний есть свои проблемы. Их ценность в опыте и навыках, но они полностью полагаются на свои ресурсы - это касается и финансов, и исследований и разработок.
Проблемы этих компаний обостряют также нехватка квалифицированных рабочих на рынке труда. Согласно опросу 1000 производственных компаний, в среднем кандидата на рабочее место ищут 4 недели, однако у 20% компаний есть вакансии, которые они не могут закрыть по три месяца - на них приходится 5% от их рабочего штата. Проблема именно в навыках, которых просто нет в данном регионе - особенно острые проблемы испытывают мелкие компании, ищущие работников с специальными навыками. Как работает инновационная промышленность Германии и Китая Исследователи решили, что опыт инновационных компаний из этих стран может понять, почему американские инновационные компании никак не могут пробить себе дорогу к массовому покупателю.
- В Германии инновации основаны на солидном фундаменте: промышленная специализация, долгосрочные отношения с клиентами, высокое качество рабочей силы и доступностью поставщиков. В Германии новые технологии создаются не старапами, как в США, а на базе уже существующих возможностей и опыта. Предприятия немецкого автопрома начали изготавливать модули для солнечных электростанций, а производители медицинской техники перешли к производству искусственных частей тела.
- Если американские компании обычно могут рассчитывать только на себя, то немцы активно используют внешнюю среду - у них есть торговые ассоциации, научно-исследовательские объединения. Это среда позволяет компаниям активно сотрудничать друг с другом.
- Китайским компаниям помогает дешевизна активов - дешевая земля, капитал, рабочая сила и недооцененная валюта. То, что помогло производителям одежды, помогает и производителям высокотехнологичных продуктов. Инвесторов привлекает внутренний рынок страны.
- Кроме того, американских и европейских партнеров интересует опыт китайских компаний во внедрении инноваций в широкомасштабное производство. Эти навыки становятся все более зрелыми - китайцы предлагают на мировые рынки новые товары и вводят в производство новые технологии.
- Самая главная цель, которая стоит перед США, - это создание промышленной экосистемы, в рамках которой различные промышленные и исследовательские компании могли бы взаимодействовать.
- При этом создание кластеров - то есть географически объединенной групп компаний одного сектора - может и не помочь. Слишком часто такие инициативы проваливаются. На самом деле, прирост уровня занятости и экономический рост создает более обширная промышленная инфраструктура, а не узкоспециализированные кластеры.
- Такие структуры должны работать на нескольких ключевых принципах - координация усилий, снижение рисков и построение контактов между компаниями. Это как раз те самые общественные блага, которые рынок не способен создать самостоятельно.
- Важна инициатива, которая позволила бы общественному институту и или госкомпании предоставить какой-либо ресурс во всеобщее пользование, но с учетом, что все внесут свою лепту в его развитие. Timken Company, производиетль подшипников и особой стали, пожертвовала все оборудование своей лаборатории Университету Акрона - сейчас ученые и студенты ведут разработку нескольких многообещающих технологий.
- Еще один пример - программа, которая действует в Нью-Йорке для производителей полупроводников. Студенты местного института могут работать на дорогом оборудовании и обучаться, а работодатели получают новых сотрудников в будущем, а также результаты исследований.
- Многие маленькие компании самостоятельно не могут нести издержки, связанные с коммерциализацией их технологий - им нужны торговые ассоциации, которые предоставили бы им гарантии и застраховали их риски.
- Такие ассоциации также будут служить базой контактов компаний друг с другом, что будет способствовать передаче новых технологий. Вместе компании могли бы решиться на инвестиции в новые многообещающие технологии, например, в 3D-принтеры.