- Сейчас госдолг страны составляет 16 млрд евро. Его можно реструктурировать. Правда, это вряд ли понравится иностранным инвесторам, а также может нанести удар по хрупкой банковской системе Кипра. А на финансовых рынках Европы может начаться новая волна паники, которая, на фоне грядущих итальянских выборов, приведет к обвалу.
- Еще один вариант - это заставить понести убытки держателей незастрахованных депозитов. В этом случае пострадают депозиты россиян, которые оцениваются в миллиарды евро. Однако европейские регуляторы боятся, что это приведет к оттоку депозитов из банков всей европейской периферии в банки центра Европы по системе взаиморасчетов TARGET2, а это тот же обвал, только не на фондовой бирже, а в балансах банков.
- Еще один вариант - продлить срок погашения кредита в 2,5 млрд евро, который Россия предоставила в 2011 году. Кредит должен быть погашен в 2016 году.
- Вряд ли помощь Кипру может сильно ударить по финансовым ресурсам Европы. Кипру понадобится не больше 10-15 млрд евро в ближайшие три года, по оценкам Morgan Stanley, - и это помощь банкам и правительству вместе взятым. Это ничтожная сумма по сравнению с ВВП еврозоны.
- Экономические показатели Кипра не выглядят пугающе: дефицит бюджета - "всего" 5,3% ВВП, а госдолг в 2012 году составил примерно 90% ВВП - это ниже среднего уровня для Европы. Но если учесть долг домохозяйств и корпоративного сектора, Кипр становится одной из стран с самым высоким уровнем задолженности. Самым слабом местом экономики Кипра является банковский сектор - помощь ему может привести правительство к долговому кризису.
- Экономику Кипра можно оценить всего в 17 млрд евро. Госдолг будет в ближайшие годы расти и превысит 100% ВВП. К 2015 году он вырастет до 146% ВВП. Однако это все еще ниже, чем у Греции после того, как она получила второй пакет помощи в марте 2012 года.
- Пример Греции доказывает, что государственное финансирование вряд ли способно решить проблемы платежеспособности государства, особенно если не предпринимать других шагов по снижению долговой нагрузки.
- Кипру бы помогло, если бы страны еврозоны согласились на прямую рекапитализацию банковского сектора. Пока это невозможно - в еврозоне до сих пор не создан единый банковский регулятор, который имеет право оказывать такую помощь.
- А вот реструктуризация задолженности Кипра подорвет доверие инвесторов к Европе. Лидеры ЕС клялись, что дефолт Греции - это исключение из правил, и такого больше не повторится, страны будут получать помощь, пока не вернутся на рынки. Если задолженность Кипра будет реструктуриирована, то таких "исключений" в Европе будет уже два, а в этом случае мало шансов, что рынки поверят чиновникам.
Запасы газа не дадут Кипру отказаться от евро Вряд ли европейцы решатся на создание столь опасного прецедента и рано или поздно договорятся о том, как помочь Кипру. Но процесс может затянуться. Есть несколько факторов, которые необходимо учесть при программе предоставления помощи.
- Жители Кипра не особенно радуются помощи ЕС. В первом туре выборов победил лидер правоцентристской партии ДИСИ консерватор Никос Анастасиадис - он поддерживает программу реформ и сотрудничество с ЕС. Однако 48% населения страны идея зарубежной помощи уже не нравится, хотя раньше таких было всего 20%.
- Кипр может превратиться к газовую империю. У Кипра - большие запасы газа, конечно, не по международным стандартам, а относительно ВВП. Даже без начала разработки, запасы упросят процедуру возвращения кредитов - они могут стать хорошим залогом под новые кредиты. Это нужно обязательно учесть в меморандуме о взаимопонимании и о программе помощи, считают в Morgan Stanley.
- В 2011 году было открыто месторождение "Афродита" в Средиземном море, оно полностью принадлежащее Кипру, а запасы его оцениваются в 7 трлн куб т газа. Начало разработки может превратить Кипра в экспортера энергоресурсов. Однако это далекая перспектива - нужно время, чтобы начать поставки газа и получить место на рынке, до 2020 года на эти деньги рассчитывать не приходится.
- Проекты по разработке "Афродиты" и транспортировке газа могут получить политическую, экономическую и технологическую помощь ЕС, ведь в этом случае снизится зависимость Европы от России. Кипру действительно понадобятся технологии, ведь меторождение находится на глубине 1,5 км под поверхностью моря, а у самой страны нет опыта разработки таких месторождений.
- Потенциальные доходы правительства от разработки месторождения можно оценить в 5-32 млрд евро в зависимости от цен на газ и успешности проектов. В год правительство будет получить 0,3-1,5 млрд евро - это 1,5-9% нынешнего ВВП Кипра. Это полностью изменит экономическую ситуацию в стране.
- Экономика все глубже погружается в рецессию. Хоть экономика Кипра оказалась в рецессии позже, чем экономики других стран, темпы ее сжатия только нарастают: в этом году Еврокомиссия ожидает, что ВВП Кипра сократится на 1,7%. Падают промышленное производство и продажи, а также уверенность бизнеса - она сейчас ниже, чем в Греции.
- Особенно сильный удар кризис нанес по рынку труда. В этом году безработица достигнет 14%.
- Это ухудшает перспективы роста уровня госдолга, он быстро вырастет до 100% ВВП просто из-за сокращения экономики.
Между Исландией и Ирландией У Кипра есть два варианта действий, уверен профессор Института международной экономики им Петерсона Джейкоб Киркегаард. Он может выбрать путь Исландии или Ирландии - двух небольших экономик, которые пострадали от проблем банковского сектора. Для выхода из кризиса они использовали диаметрально противоположные средства.
- Три крупных исландских банка оказались на грани банкротства в 2008 году, правительство не захотело им помогать, и они обанкротились. Правительство защитило граждан-держателей депозитов, а убытки понесли держатели незащищенных депозитов - это были иностранные инвесторы. Ирландия, наоборот, в 2008 году начала помогать банкам, а в 2010 году ей даже пришлось обратиться за помощью к ЕС и МВФ.
- Кипр, скорее всего, выберет решение, которое будет напоминать исландский вариант. Банковский сектор составляет 700-800% ВВП страны против 400% у Ирландии. У Исландии до банкротства банков это соотношение составляло 1000% ВВП. Кипр просто не может себе позволить спасение банков по способу Ирландии. Сейчас киприотским банкам нужно порядка 10 млрд евро, а еще 7 млрд евро уйдет на помощь правительству - это 100% ВВП Кипра 2012 года.
- Однако политический фактор может удержать Кипр от этого решения, ведь, как и Ирландия, Кипр - член еврозоны, а любое решение по поводу его будущего накладывает системные риски на весь союз. ЕЦБ и Банк Кипра предоставили банкам страны ликвидность в объеме 9,1 млрд евро в декабре. Банки не могут обанкротиться, пока эти деньги не вернутся к регуляторам.
- Кроме того, законодательство ЕС запрещает стране ставить жителей других стран союза разное положение по сравнению с гражданами страны. Это значит, что правительству Кипра придется защищать не только депозиты киприотов, но и других граждан ЕС. На Россию, правда, это не распространяется.
- 62 млрд евро депозитов в местные банки положили жители Кипра, еще 19 млрд евро - жители стран еврозоны, 3,5 млрд евро - жители стран, входящих в ЕС, но не входящих в еврозону. Это означает, что 84 млрд евро депозитов не пострадают при любой схеме реструктуризации. В зоне опасности - 30 млрд евро депозитов и кредитов из стран, не входящих в ЕС, в том числе из России.
- Возможен также вариант, при котором плохие банки будут объединены в один. Правительство Кипра даст гарантии по депозитам в нем для граждан ЕС, а граждане других стран получат компенсацию. Это поможет Кипру сохранить популярность в качестве оффшорной зоны.
- Но вряд ли правительство решиться взять на себя полноценную программу помощи и рискнуть будущим граждан, чтобы защитить иностранных держателей депозитов. Это означает, что российским держателям депозитов придется принять участие в программе помощи Кипру, вопрос лишь в какой степени и в каком качестве.
- Торговля. Двухсторонняя торговля Кипра и России составляет порядка 50 млрд евро.
- Инвестиции. За последние пять лет предприятия, зарегистрированные на Кипре, вложили в Россию $60 млрд в виде прямых иностранных инвестиций - этот 23% всего притока ПИИ.
- При этом $79 млрд, а это 30% всех российских инвестиций, было вложено в Кипр за тот же период.
- Кипр инвестируют в России средства, в пять раз превышающие ВВП острова. В 2011 году ВВП Кипра составлял всего $25 млрд, а на страну приходилось примерно $129 млрд накопленных в России инвестиций. $122 млрд было инвестировано в Кипр Россией.
Однако большая часть владельцев накопленных в России ПИИ - это российские же компании. Россия и Кипр в 1998 году заключили договор об избежании двойного налогообложения. В итоге, дивиденды на Кипре облагаются 5%-ным налогом, а ставки по кредитам и роялти - нулевым. Это, а также использование английского законодательства, мягкое регулирование российских компаний, политические риски в самой России, заставили многие компании переместить свою штаб-квартиру на Кипр - в России они владеют филиалами.
- Банковский сектор. В 2007-2011 годах на Кипр пришлось $203 млрд всех кредитов, выданных "иностранцами" России, - это 24% всех кредитов, полученных страной. Чистое кредитование России за этот же период составило $54 млрд - это в два раза больше экономики Кипра.
- Чистая позиция российских банков в банках Кипра на конец 2011 года составила $9 млрд. Это означает, что как минимум треть депозитов нерезидентов ЕС, хранящихся в киприотских банках, имеют российское происхождение. Но, на самом деле, эта цифра по крайней мере в два раза больше, ведь многие российские компании зарегистрированы и проводят финансовые операции через Кипр.
- Бизнесмен Дмитрий Рыболовлев в 2010 году выкупил 9,7% акций Bank of Cyprus - это самый крупный акционер самого крупного банка страны.
- Global Financial Integrity подсчитали, что накопленный нелегальный отток капитала из России с 1994 года может составить $211 млрд.
- Если сопоставить эти данные с тем фактом, что в 2011 году треть российского оттока оказалась на Кипре, то можно получить очень грубую оценку - на Кипре находятся порядка $70 млрд российского капитала, нелегально вывезенного с 1994 года.
- Этот отток связан с коррупцией или нелегальным бизнесом. Особенно сильно за это Кипр критикует Германия: немецкие чиновники уверены, что страна не соблюдает законов ЕС об отмывании денег. Россия будет участвовать в помощи Кипру, а бизнес решать - выводить ли деньги из Кипра Не ясно, согласится ли Россия участвовать в новой помощи Кипру и на каких условиях. Например, это возможно в случае получения Кипром пакета помощи от ЕС и МВФ.
- Российские политики неоднократно заявляли, что готовы помочь Кипру: то ли в выдаче нового кредита, то ли в пересмотре условий кредита 2011 года.
- При этом Россия вряд ли будет добиваться с помощью сделки поддержания дальнейшего мягкого регулирования банковской сферы. Это не выгодно России. Во-первых, потому что власти начали курс на "де-оффшоризацию" экономики. Во-вторых, для развития финансовой системы и финансового центра в Москве России самой придется принимать законы об инсайдерской торговле и отмывании денег.