- C 1950 по 1985 годы потребление алкоголя и в СССР, и в России стабильно росло. С 1960 по 1979 годы продажи алкоголя выросли в четыре раза. 15-20% располагаемого дохода домохозяйств тратилось на алкоголь.
- Как раз перед антиалкогольной кампанией Михаила Горбачева 1985-1988 годов потребление чистого алкоголя в СССР превысило 14 литров на человека, для сравнения в США среднее потребление составляет 8 литров на человека. Это означает, что в среднем взрослый мужчина выпивал пол литра водки раз в два дня. Если учесть, что в странах с мусульманским населением пьют куда меньше, то для русских этот показатель может быть намного больше.
- В 1980-е годы лидеры СССР решили, что именно алкоголизм тормозит развитие страны и снижает производительность труда. По подсчетам наблюдателей, употребление алкоголя стоило советской экономики примерно 10% ВВП в 1980-е годы. В 1985 году в СССР началась полномасштабная антиалкогольная кампания.
- Антиалкогольная кампания состояла из нескольких мер, причем четыре из них ограничивали предложение. С июня 1985 года по май 1986 года производство водки и других крепких напитков снизилось на 30-40%, а коньяка - на 44%.В рабочие дни нельзя было продавать водку до 2 часов дня, в ресторанах были запрещены крепкие напитки. Возраст, когда разрешалось пить, был поднят с 18 до 21 года. Были запрещены продажи рядом с заводами, больницами, институтами и другими учреждениями. Цены на водку и других крепкий алкоголь в 1985-1986 годах росли на 25% ежегодно.
- Алкоголизм строго наказывался: за приход на работу в нетрезвом виде приходилось платить большие штрафы, а за самогонные аппараты можно было сесть в тюрьму. В стране строились и реконструировались площадки и парки, чтобы каждый мог найти себе занятие в свободное время. В СМИ велась антиалкогольная пропаганда.
- С 1984 по 1988 году общие продажи алкоголя в СССР упали более, чем на 50%. Однако эта цифра не учитывает того, что россияне, несмотря на все запреты, усилили производство самогона в эти годы. В те годы самогон гнали из всего, например, табуретовку из обычных табуреток. С 1985 по 1987 годы выросла продажа клея на спиртовой основе.
- Кампания закончилась в 1988 году. Однако производство водки достигло уровня 1985 года только в 1993 году. В 1989 году водка стоила на 75% дороже, чем в 1985 году. Уровень потребления алкоголя, включая самогон, достиг значений 1985 года лишь в начале 1990-х годов.
- Во время антиалкогольной кампании смертность значительно снизилась, но уже в 1990-е годы вновь начала расти - как раз тогда эффект от кампании сошел на нет.
- Выиграли от антиалкогольной кампании области и регионы, в которых потребление алкоголя было сильнее, - в них оно снизилось более значительно. На каждый дополнительный литр алкоголя, который потреблялся до начала кампании, пришлось снижение потребления на 28-69% в зависимости от региона. Медианное снижение составило 20% за годы кампании.
- В 1985 году медианный общий коэффициент смертности составил -2,07 на 1 тыс человек, в 1988 году он снизился до -3,46 на 1 тыс человек. В 1990 году коэффициент смертности вновь вырос до 0. Это значительное отклонение от характерных для России демографических тенденций.
- Это означает, что за годы кампании в России умерло на 1,6 млн человек меньше. Годовой уровень смертности был на 24% ниже, чем до начала кампании.
- Конец кампании как раз совпал с началом переходного периода в России. Коэффициент смертности в 1993 году стал позитивным в 1993 году, а в 1994/1995 годах он резко вырос. Падать он начал лишь в конце 1990х годов.
- На самом пике демографического кризиса уровень смертности вырос до 5,85 на 1 тыс человек. В 1992 по 1995 годы смертность выросла на 2,15 млн человек - рост на 43% по сравнению с показателями 1989 года.
- Сразу после окончания кампании резко выросло количество смертей, напрямую связанных с употреблением алкоголя, - от алкогольных отравлений, насилия и сердечных заболеваний. Именно ими можно объяснить резкий рост смертности в 1990е годы. Причем, коснулось это в основном мужчин.
- Смертность от респираторных заболеваний и заболеваний пищеварительного тракта, а также рака - они напрямую не связаны с алкоголизмом - практически не изменилась.
Демографический кризис в России связан именно с резким ростом потребления алкоголя после антиалкогольной кампании времени Горбачева, уверены в Стэнфорде. Даже время подходит: кризис начался через несколько лет после окончания кампании - как раз за эти годы потребление алкоголя резко выросло, а организм людей успел в достаточной степени разрушится. Другие исследования подтверждают: если в стране на какое-то время резко прекратили пить, а затем потребление алкоголя вернулось к старым объемам, то демографический кризис начинается через 2-3 года. Именно это случилось и в России. Антиалкогольная кампания проводилась лишь в России и странах бывшего СССР, другие страны, входившие в соцблок, от ее отмены не пострадали.
- Динамика смертности в бывших советских республиках вроде Украины, Белоруссии, Молдавии, где доля мусульман небольшая, практически совпали с Россией.
- В Казахстане и других республиках с большой долей мусульманского населения динамика менее ярко выражена.
- В странах Восточной Европы такой динамики смертности не было выявлено вовсе.
В 2000е годы в с демографией стало лучше Согласно данным Росстата, ситуация в России с демографией начала налаживаться в середине 2000х годов.
- В 2000 году естественный прирост дошел до своего пика - минус 6,6 человек на тысячу населения. В 2011 году он вырос до минус 0,9.
- Смертность достигла своего пика в 2003 году: тогда на 1 тыс человек приходилось 16,4 умерших. В 2011 году этот показатель составил 13,5, а за январь-ноябрь 2012 года - 13,3 человека. Заметно снизилась смертность от болезнь кровообращения и внешних причин.
Анатолий Вишневский, директор института демографии НИУ-ВШЭ С 1985 года в течение нескольких лет число смертей в России сокращалось, это произошло и в других советских республиках. Связано это с антиалкогольной кампанией. Есть много доказательств и расчетов того, что часть жизней была спасена из-за того, что люди стали меньше пить. Эти люди продолжили свое существование. В основном эти те, кто входит в группу риска, то есть те, кто сильно пьют, - у них обостряются сердечно-сосудистые заболевания, они умирают от инфарктов, попадают под трамваи. Их антиалкогольная кампания застигла врасплох и они начали меньше пить. Затем отчасти антиалкогольная кампания начала сходить на нет, а отчасти люди приспособились. В начале 1990х годов потребление алкоголя вновь выросло. Эти люди наверстали упущенное и умерли по тем же причинам, по которым могли умереть в 1986 или в 1987 годах. Антиалкогольная кампания лишь немного продлила их жизнь. Но умерли и те люди, которые должны были умереть в 1990х годах, поэтому количество смертей выросло. Это частично эффект календаря - смерти просто были отодвинуты в будущее. С 2004 по 2008 годы произошло снижение смертности. Но вряд ли стоит это связывать с антиалкогольной кампанией. Сейчас это, скорее, слова. Но и прошлая кампания была обречена. Нужно бороться с причиной пьянства, а не с водкой. Сейчас смертность снижается после сильного роста. Пока уровень смертности даже не вернулся на уровень, который был в 1960 годах или в 1980е годы. Продолжительность жизни мужчины в 2011 году составила 64 года, но в 1986-1989 годах и в в 1965-1967годах мужчины жили дольше. Так картина сейчас выглядит положительно, но в целом это, скорее, топтание на месте. Мы не может выбраться на уровень, который был зафиксирован уже два раза. В Польше продолжительность жизни мужчины около 73 лет, а в Эстонии - 71 год. Во Франции - 78 лет. Это огромная разница и это сильное отставание. Нужно идти и идти вперед. Есть две основные версии, почему улучшение все же произошло. Власти говорят, что это результат их работы, улучшение работы системы здравоохранения, национального проекта "Здоровье". Но есть и другое объяснение - это связано с изменением структуры потребления алкоголя, от него в значительной степени зависит смертность. В России так называемый северный тип потребления алкоголя - крепкий алкоголь в больших дозах. На Западе есть страны, в которых потребляют не меньше алкоголя, но это слабый алкоголь. Нужно выпить больше пива или вина, чтобы получить такой удар по организму. Если мы вспомним такие страны, как Чехия, где пьют пиво, то смертность в них просто не сравнима с Россией. То же самое касается Польши и Финляндии, где был схожий тип потребления, что и у нас. Там пиво вытеснило крепкий алкоголь, а смертность снизилась буквально на глазах. Есть исследования, согласно которым в России также худо-бедно начала меняться структура потребления, но это пока лишь намеки. С этим некоторые исследователи склонны связывать снижение смертности. Валерий Елизаров, руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Рост смертности был связан не только с антиалкогольной кампанией, хотя действительно потребление алкоголя после кампании быстро возвратилось на прежний уровень. Тем более, качественный алкоголь был замещен некачественным, а помимо алкоголизма появилась и наркомания. В 1986-1987 годах смертность снизилась на 30%. Затем начало расти потребление самогона, резко выросло потребление сахара. Антиалкогольная кампания была свернута, так как она довольно резко ударила по бюджету страны. Алкоголь стал вновь производится, но рынок принял уродливые очертания. Появилась масса предприятий, которые получили разрешение на производство. Появился импортный спирт "Royal", который во многом способствовал быстрому возвращению потребления алкоголя. Это был дешевый общедоступный алкоголь низкого качества. Реформа цен началась при Гайдаре в начале 1992. Инфляция тогда была огромна - только за 1992 г. цены вырасли в 26 раз! Росла безработица, распадалась система социальной поддержки. Все это ударило по здоровью людей. Смертность росла по всем направлениям. Ее рост был связан с множеством причин. С 1996 года у нас началась хорошая динамика. Тогда продолжительность жизни мужчин опускалась ниже 58 лет. Сейчас она подбирается к 65 годам. Третий раз в истории страны мы зафиксировали среднюю продолжительность жизни на уровне 70 лет. Значительно снизилась смертность в 2007-2008 годах. Дальше она будет снижаться, но не так быстро. Теперь прирост продолжительности жизни нужно достигать большими усилиями. Действительно, нужно повышать здоровый образ жизни и вводить меры по снижению потребления алкоголя. А также профилактику здоровья, выявления заболеваний на ранней стадии. В Польше, Финляндии, Прибалтике уменьшения потребления высокоградусного алкоголя уже привело к росту продолжительности жизни. Нам нужно повторить этот опыт, в том числе вытесняя крепкий алкоголь более слабым. Для этого все меры подходят - и повышение цен, и ограничение продажи алкоголя. Например, в США в магазине с хорошей репутацией нет вино-водочного отдела. За алкоголем нужно ехать в другой магазин. Постепенно потребление алкоголя будет снижаться. Сейчас есть много инициатив, но пока табачное и водочное лобби тормозят принятие законов. Все же нужно изменить менталитет: пока люди не хотят здорового образа жизни, то альтернативой будут наркотики. Сейчас должно появиться желание вести здоровый образ жизни, иметь хорошую работу. Нужно работать с причинам алкоголизма, копать глубже.