- уже на первой стадии реформирования поднять ожидаемый период выплаты пенсии (срок дожития) с 19 до 21,4 лет, а в дальнейшем - автоматически его корректировать с учетом увеличения продолжительности жизни населения (на срок дожития в месяцах делится вся страховая пенсия, которая назначена человеку, чем больше срок дожития - тем меньше ежемесячная пенсия);
- создать действенные стимулы для продолжения работы граждан по достижении ими пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 55 лет у женщин):
- не выплачивать работающим пенсионерам (в том числе имеющим право на досрочную пенсию) фиксированный базовый размер трудовой пенсии;
- ежегодно повышать на один год минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, доведя его с нынешних пяти до 15 лет "с возможным последующим его постепенным увеличением" (сейчас предполагается повышение до десяти лет стажа);
- изменить механизм индексации пенсий, выбрав один из двух вариантов:
- индексацию расчетного пенсионного капитала проводить раз в год на размер инфляции в прошедшем году;
- принять другой механизм установления размера фиксированного платежа с самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и др.). Размер этого платежа должен гарантировать этим категориям работников получение пенсии не ниже прожиточного минимума пенсионера. Сумма платежа должна индексироваться ежегодно на темп роста среднего размера начисленной заработной платы в стране;
- сохранить накопительный компонент в системе обязательного пенсионного страхования. Сокращение присутствия пенсионных фондов на рынке ценных бумаг, особенно государственных заимствований, негативно скажется на суверенном рейтинге России, предупреждают в Минфине.
Владимир Назаров, завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара "Часть этих предложений Минфина, видимо, рассчитана на новую пенсионную формулу, которая, как обещали, будет в большей степени учитывать продолжительность страхового стажа. А часть - на нынешнюю, где важен размер уплаченных взносов. Сокращение ожидаемого периода дожития на количество отработанных после достижения пенсионного возраста лет тоже даст прибавку примерно на 6% за каждый год. Если к этому добавить такую же индексацию страховой части пенсии, то общий размер выплат после отработки дополнительных пяти лет увеличится примерно в 1,7 раза. Мы тестировали нашу формулу, которая предполагает удвоение пенсии при отработке дополнительных пяти лет. И прогнозируем, что интерес к ней будет расти лавинообразно: вначале это заинтересует очень малое количество людей, они не будут этому доверять. В первый год в районе 50 000 человек примут участие в такой программе. Но через десять лет эта программа сможет охватить всех работающих пенсионеров, которых будет 55% от достигших пенсионного возраста. Когда увидят первых счастливых обладателей этих повышенных вдвое пенсий, когда убедятся, что государство деньги реально выплачивает, что люди не умерли "по дороге", а живут долго и по выходу на повышенную пенсию, то это изменит массовое сознание. После этого начнется экспоненциальный рост вхождения в программу. Нежелание работодателей иметь работников пенсионного возраста была острой проблемой в 90-е годы, когда у нас выходило на рынок многочисленное молодое поколение 70-80-х годов. А сейчас ситуация начинает резко ухудшаться, так как на рынок труда выходит очень малочисленное поколение 90-х, а многочисленное поколение уходит на пенсию. Понятно, что далеко не всегда его можно заменить мигрантами. Поэтому задержка на рынке труда "молодых" пенсионеров поможет смягчить дефицит рабочей силы. Мы также предлагали стимулировать работодателей, чтобы они были заинтересованы в участии своих работников в такой программе: снизить ставку страховых взносов за тех, кто продолжает работать по достижении пенсионного возраста и отказывается от получения пенсии. Работодателей можно освободить от 6%-ного солидарного тарифа, который никак не влияет на формирование пенсионных прав работника". Татьяна Омельчук, эксперт Центр стратегических разработок (ЦСР) "Если давать большие стимулы для тех, кто будет работать после достижения пенсионного возраста, то чтобы не увеличился дефицит в пенсионной системе, у кого-то эти средства надо забрать. Причем стимулировать придется всех остающихся на рабочих местах, в том числе и тех 30%, которые делают это в нынешних условиях. Для этого как раз предлагается пенсионный капитал и сами пенсии в будущем индексировать более медленными темпами, чем сейчас предусматривает пенсионное законодательство: гарантированная индексация исключительно на размер инфляции. При новом, предлагаемом Минфином, механизме индексации - на среднеарифметическое между инфляцией и индексом роста зарплаты за прошедший год - пенсии будут расти незначительно меньше, чем по действующему правилу. Полностью поддерживаю это предложение, это было и в "Стратегии-2020". Но, боюсь, оно не проходное, особенно через Думу. Это будет политическая история. Еще проблематичнее будет добиться одобрения второго варианта - индексировать на уровень инфляции и доиндексировать по действующему правилу, но только "при благоприятном развитии экономической ситуации". Не понятно, что такое благоприятная ситуация. Видимо, речь идет о том, что доиндексация будет в том случае, если федеральный бюджет будет закрыт с профицитом. Пенсионная система будет дефицитна еще очень долго. Значит, для этого каждый раз будет приниматься политическое решение. И, скорее всего, тогда повышаться будут низы - самые низкие пенсии. Но если индексация будет не каждый год, то ее размеры будут меньше, чем сейчас, и даже меньше, чем в первом варианте. Нам говорят, что неконституционно менять порядок индексации. Зато новую формулу ввести, которая урежет права всем и сразу, предъявив новые требования к стажу, - это конституционно". Аркадий Соловьев, директор департамента актуарных расчетов Пенсионного фонда России (ПФР) "Если у работающих пенсионеров заберут фиксированный базовый размер трудовой пенсии (а сейчас это половина общей пенсии), никакого смысла продолжать работать у них не будет. Скажем, он откажется от пенсии, потеряет в год 100 000 рублей. И сколько нужно лет, чтобы окупить эту потерю предстоящим повышением пенсии на 15-30% в год? Прибавка в 6% есть и сейчас. Но за десять лет реформы всего шесть человек не назначили себе пенсию, скорее всего, за ненадобностью. Связано это с тем, что сейчас вообще нет стимула: чем дольше человек работает, тем меньше коэффициент замещения, меньше пенсионных прав за каждый новый год. Даже наши предложения по повышению заинтересованности в работе после выхода на пенсию пригодны только для очень небольшого круга людей: тех, кто абсолютно уверен в своем здоровье. А коэффициент в формуле расчета размера трудовой пенсии, определяющий соотношение фактически имеющегося страхового стажа и максимального, требуемого для назначения полной пенсии, еще не известно, как будет работать. Важно то, насколько надо убавить размер пенсии, если пенсионер не заработал стаж в 35 лет: в десять раз, а может на две копейки? Для получения самозанятым населением пенсий на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионеров размер их платежа должен быть в 4,5 раза больше, чем сейчас (22% с годового МРОТ или 14 400 руб. в год в ПФР; уже принят закон, по которому с 2013 года взнос будет платиться с двух годовых МРОТ, с 2014 - с 2,5, с 2015 - с 3 годовых МРОТ - "Финмаркет"). Получается, Минфин фактически согласился с нашими первоначальными предложениями".