- доступ к недвижимости и инфраструктуре,
- к людским и финансовым ресурсам,
- по влиянию административного климата,
- безопасности,
- доступности поставщиков товаров и услуг.
Расхождения с данными других рейтингов, например, с докладом Всемирного банка об условиях ведения бизнеса в российских регионах, в «Опоре» объяснили разницей измеряемых величин. В каком-то регионе количество процедур, например, для получения недвижимости может быть не очень высокое, но это не значит, что компании малого бизнеса могут получить площади для себя по доступной цене.
- Среди проблем на первое место участники опроса поставили низкую доступность персонала. Причем по сравнению с прошлым исследованием ситуация усугубилась: теперь уже не 43%, а 47% опрошенных заявили о ее остроте.
- «Резко ворвались в нашу жизнь страховые платежи», - пишут авторы исследования. Если раньше проблемы налоговой нагрузки не было вовсе, сейчас о высоком уровне налогов, к которым предприниматели относят и страховые взносы, заявили 36% опрошенных. Данный фактор среди препятствующих развитию бизнеса оказался на втором месте. "Немалая часть устремилась в тень", - предупреждает "Опора".
- Повысилась доступность финансов. Как о проблеме о недоступности кредитов говорят 22% опрошенных (ранее - 30%). «Банки включились в борьбу за малый бизнес, продуктовая линейка расширяется».
- Малый бизнес почувствовал выход экономики из кризиса. В исследовании 2010 года спад спроса мешал развитию 33% опрошенных, в этот раз - 18%. "По нашим ощущениям, все большая часть госзаказа достается малому бизнесу, зато низок пока спрос со стороны крупных компаний".
- Высота барьера под названием "несправедливая конкуренция" не изменилась – 17%.
- Очень удивились в "Опоре" снижению недовольства предпринимателей уровнем коррупции. Ее негативное воздействие в прошлый раз отмечали 12,4% опрошенных, в этот раз - только 8%. В наибольшей степени она заметна в госзаказе и при контактах с контролирующими органами, а также при решении вопросов выделения земли и подключения к инфраструктуре. Несмотря на все позитивные изменения, коррупционный налог уже много лет держится на уровне 5% от выручки малых компаний. "Видимо, коррупционеры становятся жаднее".
- Позитивно оценил малый бизнес изменение уровня административной нагрузки. Требования регулирующих органов мешали 10% участников прошлого опроса и 7% - этого. Сказались повышение четкости работы налоговой службы, переход ее на электронные форматы. Позитивные изменения есть в деятельности Роспотребнадзора и пожарной службы.
- В докладе отмечается, что малый бизнес в полтора раза чаще жалуется на помехи, которые им создают правоохранительные органы, чем криминальные структуры (32% и 21% соответственно).
В «Опоре» опасаются, что на следующий год одним из факторов, оказывающих наиболее негативное влияние на развитие малого бизнеса, может стать доступ к инфраструктуре. Это связано с планами правительства ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике. Дополнительная нагрузка может лечь не только на население, но и на малые предприятия. Глава попечительского совета этой организации Сергей Борисов сообщил, что во власти есть группа, "которая хочет поставить предпринимателей на колени и загнать малый бизнес в тень". Из-за нее планы президента Владимира Путина, обещавшего в 2018 году увеличить долю занятых в малом бизнесе до 50% трудоспособного населения, под угрозой.
- "Антиполитикой в отношении малого бизнеса" Борисов назвал планы Центробанка по увеличению на 50% уровней резервирования для банков под некоторые виды кредитов для малого бизнеса. В частности, в зону риска попали предприниматели, которые не пользуются услугами своего бухгалтера. Это коренным образом расходится с общемировой практикой аутсорсинга и упрощения налоговой и бухгалтерской отчетности для малых компаний.
- Вторую угрозу представляют «действия госпожи Голодец (вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец – "Финмаркет") и ее ведомства", которые решили, по словам Борисова, "нарисовать для самозанятых одну ставку [страховых взносов] по всей России". Речь идет о постепенном увеличении базы, с которой индивидуальные предприниматели платят за себя социальные взносы. Сейчас это 1 МРОТ, в следующем году – 2 МРОТ, с 2014 – 2,5 МРОТ, с 2015 – 3 МРОТ. Эта мера в 2013 году только Пенсионному фонду даст дополнительно 47,5 млрд руб., рассчитывают в правительстве. А годовой платеж для индивидуального предпринимателя может вырасти с 2015 года до 52 000 руб.