- Впервые полностью контролируемая передача власти в Китае произошла в 2002 году. Но нынешняя смена руководства - особенная. Си Цзиньпин впервые в истории КНР получит все должности и полномочия своего предшественника Ху Цзиньтао. До этого прежние лидеры сохраняли за собой ряд постов, чтобы контролировать "преемственность" курса. Таким образом, Си может сразу приступить к реформам.
- Сокращение членов комитета с 9 до 7 - хороший знак. Это повысит эффективность работы правительства. Новые члены имели опыт работы в регионах и настроены лояльно по отношению к бизнесу в стране.
- Осенью 2013 года на Центральной экономической рабочей конференции ЦК КПК объявит о своем долгосрочном видении политики. Но средний возраст всех членов постоянного комитета - 63 года. Это означает, что в 2017 году начнется их массовый уход на пенсию, после чего в нем из нынешних членов останутся только Си Цзиньпин и Ли Кэцян - новый премьер. Это означает, что настоящий горизонт планирования в Китае - только 5 лет.
- Китайское правительство планировало, что экономика в ближайшие 8 лет будет расти в среднем на 7% в год. В целом, это возможно, но для этого потребуется хотя бы минимальные реформы. Если новое правительство сохранит все, как есть, то рост к 2020 году замедлится до 5,5%, считают экономисты Citi.
- Куда сложнее будет достичь другой цели - удвоения доходов населения к 2020 году. Если доля доходов населения в ВВП будет постоянна, то это потребует средних темпов роста ВВП не меньше 7,4%. Другой способ - более справедливое распределение богатства и рост доли доходов домохозяйств в ВВП.
- Как удвоить ВВП Китая с 2010 по 2020 год в реальных ценах также не ясно, ведь основные драйверы роста китайской экономики - инфраструктурные инвестиции, сектор недвижимости и экспорт - больше не могут обеспечить быстрый рост.
- Сохранение стабильности. Рост Китая, основанный на расширении инвестиций, постепенно затухает. Правительство, скорее всего, начинает стимулировать экономику монетарными и бюджетными инструментами - это приводит к временному ускорению роста. Реформы либо откладываются, либо проводятся очень медленно. В итоге, разговоры о "жесткой посадке" экономики Китая продолжаются все время правления Си.
- Проведение реформ. Ключевые реформы начинаются в бюджетном и финансовом секторах, правительство пытаются улучшить распределение ресурсов в экономике. Сокращается регулирование сектора услуг, что создает новые рабочие места. Правительство пытается создать новые драйверы роста. По мнению аналитиков Citi, для того, чтобы этот сценария стал реальными, сначала ситуация в экономике должна резко ухудшиться. Без кризиса реформы вряд ли возможны. Но после падения и реформ рост вновь ускорится до 6-8% и будет более устойчивым.
- В 2013 году рост вновь ускорится из-за бюджетного стимулирования до 8%. 2013 году - это третий год из пятилетнего плана, принятого в 2010 году. Обычно правительство наращивает госинвестиции именно в середине пятилетки.
- Затем в 2014 и 2015 годах рост вновь начнет замедляться, а к концу пятилетки опустится ниже 7%.
- Благодаря аккуратным реформам, рост к 2020 году снизится лишь до 6%. В случае полного отсутствия реформ замедление будет сильнее - вплоть до 5,5%.
- В целом правительство, скорее всего, выполнит цель и к 2020 году ВВП в реальном выражении удвоится - если не будет серьезного внешнего шока. К 2020 году ВВП Китая достигнет $20 трлн, или $15 000 на душу населения. В номинальном выражении ВВП будет на 180% выше, чем в 2010 году.
- Еще примерно 600 млн китайцев в ближайшие 20 лет переедут из деревни в город. Урбанизация еще долго будет оставаться главным драйвером роста.
Риски - банковская система и "ловушка стран со среднем доходом" Однако этот оптимистичный прогноз может и не сбыться - китайская экономика вполне может оказаться в тяжелом кризисе. В Сiti выявили три риска, которые могут вызвать катастрофу.
- Инвестиционный "обрыв". В основе роста лежит экстенсивное расширение инвестиций - на столь шаткой основе Китай не сможет вырастить самую крупную экономику мира. Китай может пойти по пути Кореи, Японии или Тайваня: инвестиции достигают определенной доли в ВВП, а затем все рушится.
- Долговой кризис. С учетом того, что доминирующую роль в банковском секторе Китая занимают госбанки, то банковский кризис в стране будет автоматически означать кризис суверенного долга. Возможны несколько вариантов развития кризисной ситуации: 1. В банковском секторе будет накоплено множество "плохих" кредитов. Со временем они будут национализированы правительством, но это приведет к падению доверия инвесторов и обрушит финансовые рынки. 2. "Жесткая посадка" экономики увеличит стрессы в системе и приведет к резкому сокращению финансового сектора. 3. Исторически, либерализация процентных ставок приводит к банковскому кризису. Банки, чтобы сохранить прибыли, начинают кредитовать рисковых заемщиков, кроме того, банки чаще проводят операции на открытом рынке, что может привести к образованию пузырей. 4. В Китае может замедлиться рост депозитов - это связано с конкуренцией банков с теневым сектором и старением населения. Вероятны банкротства банков, оставшихся без притока пассивов.
- Промышленные компании слишком неэффективно используют капитал - в итоге, за счет фактора производительности капитала не удается компенсировать начавшееся старение населения.
- Промышленники не могут самостоятельно проводить инновации и улучшать заимствованные технологии - не работает фактор технологий.
- Государство проводит неэффективную налоговую политику, плохо регулирует права интеллектуальной собственности, а также не реагирует на рост неравенства.
"Жасминовая революция" маловероятна "Жасминовая революция" в Китае в ближайшие годы вряд ли возможна - китайцы в целом довольны ситуацией в экономике страны.
Однако котел уже начинает закипать. В стране все чаще происходят массовые волнения и акции протеста: их количество с 2006 по 2010 год удвоилось - до 180 000. Половина китайцев считает коррупцию серьезной проблемой - в 2008 году таких было 39%.