- Заливать бедные страны помощью - это, скорее, лечение симптомов болезни, а не самого заболевания. Бедным странам мешает развиваться отсутствие главенства законов, конфликты, коррупция и слабые институты.
- Со следующего года Великобритания будет тратить на помощь 0,7% своего ВВП, даже несмотря на кризис и рецессию. Однако Кэмерон хочет, чтобы эти деньги тратились с умом - они должны помочь странам встать на ноги самим.
- Если Великобритания поймет, что деньги оседают в руках коррумпированных элит и не доходят до адресатов, то страна просто приостановит отчисления.
- Кэмерон также собирается отказывать в визах коррумпированным чиновникам.
- Обычно мы воспринимаем коррупцию как грязь, которая мешает стране двигаться к благополучию. С этим сложно спорить: из-за тотальной коррупции у предпринимателей пропадает стимул вкладывать деньги. Коррупция становится своего рода налогом на бизнес, причем налог этот не создает общественных благ.
- Этот вывод нам подсказывает здравый смысл. Но если подойти к изучению проблемы с точными научными методами, вывод будет другим: экономисты так и не нашли никаких доказательств того, что коррупция серьезно замедляет рост.
- Ралитца Димова из Университета Манчестера и Науро Кампос из Университета Брунея собрали данные 41 исследования о коррупции и росте экономики. Они обобщили 460 эмпирических оценок связи коррупции и экономического роста. Оказалось, что доказательств того, что коррупция действительно тормозит рост, крайне мало.
- Обычно доказательства в пользу "тормозящего" эффекта коррупции получают ученые, которые используют индекс Transparency International как главный индикатор коррупции. Выборки у них небольшие - максимальный временный диапазон 9 лет (именно столько публикуется индекс), а многие важные факторы, например, уровень развития человеческого капитала, игнорируются.
- Но даже 62% таких исследований не могут доказать явной связи между коррупцией и ростом, лишь 32% делают вывод о значительных негативных последствиях. А 6% исследований выявили положительный эффект - коррупция ускоряет рост экономики.
Якоб Свенссон в одном из исследований Всемирного банка привел множество примеров прямого вреда для экономики от коррупции. Например, Мобуту Сесе Секо, в 1965-1997 годах бывший президентом Конго (Заира), взял из казны примерно $5 млрд - сумму, равную госдолгу страны. За все время его правления уровень жизни в стране не вырос. Состояния, которые присвоили себе бывший президент Индонезии Мухаммед Сухарто и бывший президент Филиппин Фердинанд Маркос, оцениваются соответственно в 2 и в 7 раз выше госдолга. Эти случаи, конечно, шокируют. Но коррупция - это не причина, а следствие плохих политических, экономических и культурных институтов, уверен Свенссон. Коррупция появляется как ответ на несовершенство законодательства. Именно поэтому наиболее коррумпированные страны - это страны с развивающейся или переходной экономикой, которые только строят систему управления.
- Из-за коррупции меняется структура экономики: преимущества получают не самые эффективные фирмы, а те, кто освоил схемы получения выгоды от коррупции.
- Из-за этого прочие предприниматели стараются меньше инвестировать, а во многих развивающихся стран бизнесмены боятся укрупнять свой бизнес - чем больше масштаб, тем больше коррупционное давление.
- Это находит подтверждение не в макропоказателях, а на микроуровне. В странах Африки, например, фермеры предпочитают вести натуральное хозяйство, чтобы избежать коррупции, из-за этого они поучают меньшую выгоду, снижается их уровень жизни, .
- Успешная борьба с коррупцией приносит явные эффекты в части человеческого капитала: например, растет посещаемость школ и уровень образования. Это было доказано на примере Уганды, в которой в 2004 году прошла мощная антикоррупционная кампания.
- Тем не менее, несмотря на множество примеров на микроуровне, ни сам Свенссон, ни его коллеги так и не смогли выявить прямой связи между коррупцией и темпами роста экономики.
- Вывод - напрямую она не влияет на рост экономики.
- Корреляции с темпами роста не наблюдается, так как более бедные страны и должны расти быстрее, чем богатые. Кроме того, данные о бедных коррумпированных странах часто ненадежны, правильно оценить темпы роста и, тем более, уровень коррупции в них крайне сложно.
- Однако рост богатства страны не означает автоматическое искоренение коррупции, а значит - коррупция вовсе не непременный атрибут бедных стран.
- На микроуровне есть множество доказательств того, что коррупция замедляет рост. Есть исследования, доказывающие, что коррупция серьезно замедляет рост инвестиций, уровня жизни и доходов.
- Мнение Блаттмана о том, что коррупция иногда оказывается эффективной, ошибочно. Коуэн приводит простой пример: чтобы быстро и без проблем открыть бизнес, нужно дать взятку - вроде бы это действительно облегчает процесс, выгодно бизнесу и позитивно для роста. Но сам факт того, что бизнесмен платит дополнительные деньги, снижает доход его бизнеса и не производит общественные блага.