1. Для "западной коррупции" характерна невысокая бытовая коррупция, отсутствие коррупционных сетей, а также сильный лоббизм со стороны крупного бизнеса и его попытки влиять на власть, которая от этого бизнеса формально отделена. 2. При коррупции "восточного типа" высок уровень бытового взяточничества, а вся экономика пронизана нитями патрон-клиентских отношений. 3. "Латиноамериканская коррупция" используется бизнесом как инструмент политического контроля, а крупный капитал доминирует над властью. С малого бизнеса берутся прямые поборы. 4."Африканская коррупция" - это вид патриархальных отношений в большой семье, где власть контролирует все. 5. "Социалистическая коррупция" возникает в плановой экономике из-за постоянно дефицита товаров и недостатков централизованного планирования. В России в начале ХХ века коррупция была западного типа в деловой сфере и восточного - в быту, хотя в образовании и здравоохранении ее не было вообще. В советское время она стала наполовину восточной, наполовину - социалистической. С началом перестройки (1985-1991 гг.), по оценке экспертов, в позднесоветскую систему добавились новые коррупционные черты: западные и латиноамериканские. При Ельцине в национальных республиках и некоторых других регионах проявилась типичная патриархальная коррупция африканского типа, советская потеряла всякую почву и сошла на нет, а жгучая смесь западного и латиноамериканского типов распространились по всей экономике. Теперь в стране явно присутствует смесь африканского и латиноамериканского вариантов, а в быту - больницах, вузах, школах, военкоматах - по прежнему распространено восточное взяточничество. Бытовая коррупция в России Первый закон о противодействии с коррупцией внес Владимир Путин еще в 2001 году, после чего за четыре года ее объем вырос в 9 раз. В 2008 г. уже новый президент Дмитрий Медведев подписал указ о мерах про противодействию коррупции, который, по его же словам, результат показал "скромный". Но результат все же был. Как показывает опрос фонда "ИНДЕМ", итогом борьбы с взяточничеством стало то, что чиновники брать хоть и бояться, но все равно берут и с большой премией за риск. Особенно ярко это проявилось в "бытовой сфере".
- Число коррупционных сделок с 2005 года снизилось на треть - с 47 млн. до 31 млн., в чем есть заслуга и антикоррупционной кампании.
- Готовность давать взятки снизилась в целом, но не по всем "отраслям": больше людей готовы платить, например, за продвижение по службе.
- Военкоматам из-за сокращения срока службы взяток теперь дают меньше в 7 раз. В 3 раза меньше платят за регистрацию недвижимости.
- Меньше стала брать и полиция. Это объясняется не переименованием, а тем, что у МВД забрали "хлебные отрасли" - контроль миграции и регистрацию по месту жительства.
- Но вот размеры взяток, которые берут полицейские, выросли в разы. Годовые доходы от коррупции на рынке услуг безопасности, которые предоставляет полиция, увеличились с 2005 года в 13 раз.
- Вдвое выросли доходы коррупционеров на рынке медуслуг. В дошкольных учреждениях, которых не хватает, объем рынка взяток вырос в 4 раза.
- Автоинспекция остается в лидерах коррупционной экономики.
Деловая коррупция в России В сфере деловой коррупции авторы смогли проанализировать лишь итоги борьбы с взяточничеством с 2001 по 2005 годы.
- Реальный средний размер взятки, которую получали чиновники от бизнесменов, за четыре года вырос более чем в 13 раз. В 2001 г. на среднюю взятку можно было купить 30 кв м жилья, а в 2005 г. - уже 209 кв м.
- С 5% до 25% выросла доля крупных взяток.
- Объем рынка деловой коррупции вырос в 9 раз. Предприниматели отдавали около трети своего дохода на взятки.
- В 2005 г. доход от экспорта нефти был вдвое меньше, чем объем рынка деловой коррупции - $149 млрд. против $318 млрд.
- По подсчетам экономистов, теневой оборот в 2005 г. составил около 40% от всего оборота всех фирм.
- На рост коррупции в середине прошлого десятилетия очевидно повлияло дело Ходорковского, после которого предприниматели в массе своей выбрали коррупционную стратегию бизнеса, а не правовую - из-за высоких издержек последней.
- Наибольшее число взяток брали представители исполнительной власти из-за того, что в экономике уже тогда доминировало государство. Судебная власть осталась далеко позади, но это не касается того сегмента, где есть интерес третьей стороны - власти. Суды, считают авторы доклада, подвержены политической коррупции.
- Малому бизнесу в 2005 году чаще приходилось давать взятки милиции, крупный больше всего платил налоговой, а средний - лицензирующим органам.
- Прямое вымогательство сошло на нет. Схемы откатов стали более долгосрочными и сложными.
- Наиболее успешными в России стали компании, исповедующие две стратегии сразу: коррупционное взаимодействие с властью и захват бизнеса представителями власти или с их помощью с целью получения ренты.
- Еще одна результативная стратегия - систематический "подкорм" власти. Если давать небольшие взятки и делать это редко, то эффективность будет низкой.
- Проблемы с госуправлением порождают взяточничество, а взяточничество - проблемы с госуправлением.
- Издержки на преодоление коррупции выше, чем издержки от нее самой.
- Давать взятку - это общественная норма.
- Коррупция проникла в органы безопасности.
- Коррупция разрушает мораль и вызывает деградацию правового сознания граждан, что порождает новую коррупцию.
- Она ведет к разрушению правовых отношений, которые подменяются коррупционными практиками.
- В экономике не действуют экономические законы, а главный источник инфляции издержек - рост размера взяток. Следовательно, взятки оплачивают и те, кто их не дает.