.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Путин не смог закончить пенсионную дискуссию
.

19 ноября 2012 года 16:53

Путин не смог закончить пенсионную дискуссию

 3  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Экономисты, депутаты и политики быстро пришли в себя, после того, как президент огласил свое решение по пенсионной реформе. Выяснилось, что ничего толком еще не решено, а потому можно начинать новый сезон споров. Первый вопрос: когда и как граждане будут выбирать, участвовать ли им в накопительной системе
Москва. 19 ноября. FINMARKET.RU - Решение президента Владимира Путина дать возможность работникам самостоятельно определять судьбу 4% из 6% в ставке пенсионных страховых взносов – сохранять их в накопительной составляющей или оставить в распределительной пенсионной системе – не дало полного ответа на вопрос, как будет выглядеть новая конфигурация российской пенсионной системы. Эксперты опасаются неизбежного урезания пенсионных прав будущих пенсионеров.

Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок (ЦСР)

«Для нас, как и для всех, были очень неожиданными решения, принятые президентом. На что теперь вырулит работа в правительстве, я не решусь сейчас говорить. Мы ждем любых исходов и массу сюрпризов. Как в сериалах, нам предстоит новый сезон дискуссий.

Из-за того, что решения принимаются по отдельным элементам, не понятно как итоговая конструкция повлияет на текущие обязательства пенсионной системы и ее долгосрочную финансовую устойчивость. По последним поручениям президента формулу [расчета пенсий] надо разработать летом 2013 года.

Дискуссия по пенсионной формуле зашла в тупик, потому что любой вариант будет обрезать права будущих пенсионеров. Это тут же станет всплывать. Например, введение требований по трудовому стажу в 40-35 лет. Или введение максимального потолка на размер учтенных взносов, что означает: накопленные в распределительной системе взносы будут обрезаться верхним нормативным пределом. Это в лоб бьет по текущим правам тех, кто завтра выходит на пенсию. Что с этим будет делать правительство, когда оно вообще не готово идти на непопулярные шаги, - не понятно.

К 2015 году благодаря решениям, принятым еще в 2009 году, предстоит дополнительный рост расходов на увеличение минимальных размеров базовой пенсии. Для тех, у кого стаж более 30 лет, должны пойти надбавки, исходя из 6% в год. При менее высоком стаже размер пенсии должен уменьшаться на 3%. Но это снижение реально будет сказываться только после 2030 года.

На 2015 год эти новые обязательства наши специалисты оценивают в 512 млрд руб. Это даже больше, чем то, что хотели сэкономить на всех мероприятиях пенсионной реформы летом этого года.

Особой экономии не получится от дополнительного обложения труда досрочников и самозанятых. В итоге либо дополнительное увеличение трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд, либо сокращение обязательств перед пенсионерами должно составить по грубым прикидкам 750 млрд руб.

Правительство так или иначе будет обрезать права застрахованных.

Даже с дополнительными страховыми взносами для работодателей, чьи работники заняты в особых условиях труда и имеют право на досрочный выход на пенсию, не все ясно. Если пойдет дальнейшее ухудшение экономической ситуации, то компании вряд ли будут спокойно смотреть на увеличение фискальной нагрузки. Правительству придется вести с ними трудный диалог. Тем более, что под все эти мероприятия попала только одна категория досрочников - те, кто действительно страдает от тяжелых и не улучшаемых условий труда, например, шахтеры. Силовики и бюджетники из этой системы выпадают.

Наиболее серьезный вопрос – это выбор для вновь вступающих на рынок труда. Если между накопительной и солидарной системой выбор можно будет сделать лишь один раз в жизни, то его придется делать в 16-18 летнем возрасте, когда человек впервые начинает подрабатывать и за него начинается отчисление страховых взносов».

Оксана Дмитриева, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам («Справедливая Россия»)

«Существующая пенсионная система порождает эффект двойного бремени: приходится отчислять средства в солидарную составляющую на содержание нынешних пенсионеров и копить себе. Пик этой нагрузки придется на 2024 год. В итоге пенсия у граждан 1966 года рождения будет больше, чем у рожденного в 1967 году, а у родившегося в 1969 будет меньше, чем у 1968 года рождения. И так далее.

Принятое решение - это частичная победа финансовых лоббистов, которые активно боролись за 580 млрд руб., которые должны в следующем году уйти в накопительную часть пенсии. Отказ от обязательной накопительной системы отнимал деньги не у людей, а у финансовых посредников, которые крутят эти деньги.

Никаких обязательств по доходности у финансовых посредников нет, а государство страхует только сохранение номинала взносов. Кто будет нести риски, если пенсия по итогам инвестирования окажется ниже минимальной из-за низкой доходности пенсионного капитала? Сейчас риски делятся только между идущим в НПФ пенсионером и государством. На кого будут распределяться эти риски при добровольном выборе гражданина?

Кто хочет над собой экспериментировать, может оставить эти средства по собственному добровольному выбору у финансовых институтов. А тот, кто хочет перейти полностью в страховую государственную систему, должен иметь право распространить выбор не только на будущие взносы, но и на взносы в предшествующие годы».

Борис Титов, уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей

«Мы все помним, как в последние годы нас постоянно трясло: ставка страховых взносов постоянно менялась.

В 2010 году, когда она была равна 26%, по нашим оценкам только 9% зарплат было в конвертах. С ее повышением до 34% в 2011 году в конверты ушли 41% зарплат. Это не решило проблем Пенсионного фонда, но загнало бизнес в тень. Уменьшение ставки до 30% не дало никакого результата. Бизнес в России загнан в такое состояние, что взять у него что-то еще практически невозможно. Капитал утекает.

[Власти] предлагают решение – косметическое, так как основная проблема – дефицит бюджета Пенсионного фонда - по-прежнему не решена. И опять - будет желание принять простые решения. Например, повысить налоги. Первый шаг к этому мы уже видим: повышены ставки для работников опасных производств и самозанятых.

У «Деловой России» есть другое предложение. Реформа 2002 года была правильной, но по пути к ней прицепили телегу, которая нивелировала положительные результаты реформы. Эта телега – неработающие пенсионеры.

Наше предложение: до 1967 года рождения оставить примерно как есть, поработав над повышением эффективности инвестирования пенсионных накоплений. Более старших вывести в Фонд старших поколений, объединив его с Фондом национального благосостояния. Туда же можно направлять средства от приватизации. Дополнительным источником мог бы стать налог на недвижимость.

Для остальных убрать барьер для высокодоходных работников, у которых более 512 000 руб. годовых доходов сейчас облагается по ставке в 10%. В такой новой системе единую ставку страховых взносов на всю сумму дохода можно было бы сделать в районе 15-17%».

Владимир Назаров, завлабораторией Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара

«Правильнее было бы распространить право выбора на все 6% накопительной части взносов. И давать право делать выбор между накопительным инвестированием или участием в солидарной системе каждый год.

Не имея прямого поручения граждан, нельзя сворачивать уже действующий институт. Ни одна политическая сила, которая побеждала в последние десять лет, не говорила о необходим сохранения или уничтожения накопительной системы. Мнения граждан на этот счет получено не было.

Единственный недостаток нынешней формулы в том, что в нее придется встраивать очень сильные стимулы, чтобы люди добровольно откладывали время выхода на пенсию. Принять решение по увеличению пенсионного возраста политически невозможно».

Михаил Дмитриев

«Разрешить ежегодно делать выбор, куда нести 6% - в накопительную или солидарную систему – не рационально. Люди будут гулять туда-сюда в зависимости от экономического цикла. Когда накопления будут давать большую отдачу, все будут изымать деньги из государственной пенсионной системы и переходить в накопительную, а в распорядительной останутся только обязательства. В накопительной они ничего не успеют накопить и в кризис будут метаться обратно. Это крайне не оптимально и с точки зрения интересов застрахованных и тем более устойчивости системы».


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
и с тобой наверное другой    20.11.2012
Опять правительство (исполнительная ветвь) всё решает. (-решает и решить не может). Кабудто так и должно быть, а разве это их компетенция? И в это время депутатня, депутирашки (самый тупой их которых умнее меня) дурью маются. Пускай дума думает! Понятно, что тоже не решат, но хуть помучаются! Хоть носом их ткнем при случае.
ваня иванов    20.11.2012
Оно,конечно, может быть и очень жаль, но деньги не появляются от дискуссий, занимаемых кресел и даже, как это покажется кое-кому невероятным, от продажи очень ценных бумаг по очень высоким ценам.А уж распределение денег - это вообще комедийная трагедия государственности.Пенсионная система.Основной принцип начисления:У кого была БОЛЬШЕ ЗАРПЛАТА, у того будет БОЛЬШЕ ПЕНСИЯ, хотя в пенсионный фонд они отчисляли ОДИНАКОВЫЙ ПРОЦЕНТ ОТ ЗАРПЛАТЫ и, став пенсионером ни тот, ни другой не создают материальных благ для общества, т.е. для общества эти два пенсионера ОДИНАКОВО ЦЕННЫ (НЕ ЦЕННЫ)!За свой более ценный для общества труд ценный работник получал ценную зарплату и получил всё, что ему причиталось за его труд. И разная величина пенсии у них - это не что иное, как ДИСКРИМИНАЦИЯ ПЕНСИОНЕРОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.Получается: у токаря с з/п 34 000 рублей пенсия 13 600 рублей,у чиновника с з/п 100 000 рублей пенсия 40 000 рублей или в 40 000: 13 600 = 2,94 раза больше,(на 26 400 руб.)Далее. Токарь уходит на пенсию в возрасте 60 лет, а, допустим судья, военный и многие, многие другие - в 45 лет. И получается, что ушедший в 45 лет будет в течении 60 - 45 = 15 лет получать по 40 000 руб. пенсии и получит её за 15 лет 40 000 х 12 х 15 = 7 200 000 руб., а токарь за эти же 15 лет, РАБОТАЯ, получит 34 000 х12 х 15 = 6 120 000 руб., или на 7 200 000 - 6 120 000 = 1 080 000 руб. меньше! Это что, тоже справедливо? Или просто так кому-то надо, потому что так хочется!А сколько ещё получит высокопенсионный, прожив до 75 лет и токарь, дотянувший до 65 лет? Сделав "базавую" величину пенсии одинаковой для президента и дворника, введя надбавки только за продолжительность трудового стажа (а ценность труда учтена в величине оклада, а вредность труда учтена в величине пенсионного возраста), мы с вами,господа, восстановим социальную справедливость и может, наконец-то, о, господи ж ты боже мой, сделаем передышку в нескончаемой и никак не решаемой пенсионной реформе.Я знаю, что обо мне скажут: "Вот ещё один дурак выискался!".Но мне кажется, что я, на худой конец, дурак справедливый.А? Эх!Поговори со мною,дядя, хотя б разок поговори-и-и-и.....
Roma    20.11.2012
Очень удачно, что решение по накопительной части пенсии перенесено на 1 января 2014 года, так как, возможно, пенсионные фонды смогут списывать убытки на счета клиентов. За год на убытки можно будет списать всю до сих пор перечисленную в фонды накопительную составляющую. Таким образом проблема отпадет сама собой.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.